Три причины купить билет на сайте Аэрофлота дороже, чем он стоит

Большой лонгрид и видеоинструкция про динамическое ценообразование и ответ на вопрос, зачем кому-то в здравом уме покупать билет по более дорогому тарифу? Есть три причины.

Наверное, даже не самый продвинутый авиапассажир знает про динамическое образование цен на билеты: завтра дороже, чем сегодня, послезавтра еще дороже, а через неделю дешевле, чем вчера. Алгоритмы системы бронирования сами регулируют цены в зависимости от спроса таким образом, чтобы продать как можно больше билетов по максимально возможной цене, но при этом не делать их настолько дорогими, чтобы самолет улетел полупустым.

Boeing 737-800 «Аэрофлота»

В отличие от акций на бирже цена билетов изменяется не на произвольную сумму, а на фиксированную величину. Перед началом продаж маркетологи авиакомпании загружают в систему бронирования множество вариантов тарифа – их может быть 10, 15, а то и 20. Например, 1000 рублей, 2000 рублей, 3000 рублей, …, 20000 рублей. Каждый тариф обозначается определенной буквой латинского алфавита – это так называемый Fare Class, или класс бронирования. Именно эта величина является динамической. Грубо говоря, сначала может продаваться тариф за 2000 рублей, если билеты покупают хорошо, то он меняется на 3000 рублей, если плохо – то на 1000 рублей, и так далее.

Большинство авиакомпаний сейчас используют «брендовые тарифы» (Branded Fare). Это означает, что к динамической величине тарифа добавляется фиксированная сумма за «бренд» тарифа. Например, у «Аэрофлота» всегда доступны тариф «Лайт», «Оптимум» (в нем появляется багаж, возвратность и т.п.) и «Максимум» (два места багажа, возврат без штрафов, апгрейд за мили и т.п.), и билеты по всем трем тарифам синхронно дорожают или дешевеют. Бренд тарифа тоже обозначается латинскими буквами. И к этой сумме добавляются еще и сборы – фиксированная сумма, одинаковая для всех тарифов.

Подробнее об обозначениях тарифов мы писали здесь:

«Аэрофлот» опубликовал новые тарифы. Анализируем цены.

Однако на самом деле динамическое ценообразование устроено чуть сложнее. Дело в том, что в продаже одновременно находятся сразу несколько тарифов (Fare Class). Вся динамика реализована за счет того, что некоторое количество дешевых тарифов убирается из продажи, чтобы поднять цену, и добавляется, чтобы ее снизить. То есть, если в продаже есть билет с тарифом в 1000 рублей, то будут доступны и за 2000, и за 3000, и за 20000. Если есть за 2000, то будут за 3000 и более дорогие, но за 1000 – уже нет. Одновременная доступность всех тарифов нужна в первую очередь для продажи «сложных» билетов – например, стыковочных. Возьмем условный билет Воронеж–Москва–Берлин и представим для упрощения понимания, что тарифы на этих направлениях одинаковые. Так вот, если на сегменте «Воронеж-Москва» доступен тариф 1000 рублей, а на сегменте «Москва-Берлин» – только 20000 рублей, то… нет, вам не продадут билет за 21000 рублей (без сборов). По правилам комбинирования тарифов вам нужно будет купить оба сегмента по тарифу 20000 рублей и заплатить 40000 (без сборов). Именно поэтому некоторые пассажиры берут билеты отдельными бронями, но с риском потери стыковки.

На сайтах авиакомпаний и билетных агентств вам всегда показывают лишь минимальный доступный тариф, и большинству пассажиров этого достаточно. Однако агент может оформить билет по любому тарифу, даже максимальному. Более того, на сайте «Аэрофлота» обнаружилась недокументированная возможность купить билеты по более дорогому тарифу, а не по минимальному. Для этого нужно во время покупки билетов в адресной строке поменять код тарифа на нужный, после чего цена обновится и можно будет купить билет по более высокой цене. Подробности — в видеоинструкции:

Зачем кому-то в здравом уме покупать билет по более дорогому тарифу? Есть три причины.

Во-первых, по более дорогому тарифу начисляется больше миль. По дешевым R, N, E, Q, T  их в полтора раза меньше! А если вы пытаетесь подтвердить статус, то это может быть критично, особенно сейчас, когда перелетов у многих стало объективно меньше.

Во-вторых, более дорогие тарифы имеют больший срок действия обязательства по перевозке, больший срок стоповера, а также не имеют ограничений по минимальному времени нахождения в пункте назначения. Конечно, когда вы просто летите туда-обратно в отпуск или в командировку, в системе бронирования и так применится нужный тариф. Однако если потом планы поездки могут измениться, то, например, дешевый тариф со сроком действия полгода нельзя будет просто так перебронировать на следующее лето.

Из этого вытекает третья причина, известная всем летающим в командировки. Порой внезапно хочется остаться в городе на выходные за свой счет или прилететь раньше. То есть, перебронировать билеты на другую дату. И, сюрприз, обычно для этого потребуется доплата до минимального из действующих тарифов (если вы купили билет за 1000, а в момент перебронирования он стоит 3000, то надо доплатить 2000). Если же купить билет за 3000 рублей изначально, то доплачивать не потребуется. Казалось бы, какая разница – сразу купить дороже, или потом доплатить? Разница есть, если билет покупается за казённый счёт 😉 Такая «схема» актуальна для относительно небольших организаций, в которых нет ни контрактов с тревел-агентствами, ни корпоративных тревел-менеджеров, а сотрудники покупают себе билеты самостоятельно с возмещением в бухгалтерии.

Илья Шатилин

4.3 3 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

3 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Илона
Илона
2 лет назад

Динамическое ценообразование работает не совсем так, как описано в статье. Если уж тему раскрывать, то и про динамику цены услуги надо писать и про обработку количества
запросов по маршруту сайтом авиакомпании и т,д, На примере «Победы» было бы интереснее))

Лавров
Лавров
2 лет назад

Это не тот ли Аэрофлот, что у себя на сайте в разделе О компании-Самолёты парк не обновляет августовский данные, а то ведь и самалей уже меньше 200, и средний возраст стал старше 6 лет? Стесняются)))