Богатые тоже плачут: как слишком высокая цена билета оказалась большой проблемой

Каждый продвинутый авиапассажир знает, что большинство билетов, даже невозвратных, можно поменять, изменив дату и время рейса и даже маршрут. В зависимости от тарифа за это может взиматься или не взиматься дополнительный сбор (например, в «Аэрофлоте» он составляет на внутренних рейсах 2600 рублей, а в «Победе» 5000), и обязательно требуется доплатить разницу в стоимости билетов, если она есть. Например, купили билет за 10 тысяч на 1 августа, а решили лететь 1 сентября, а билет на 1 сентября стоит 13 тысяч. В итоге заплатили 2600+(13000-10000)=5600 рублей разницы. Если же билет на 1 сентября стоит, скажем, 7 тысяч, то… то 2600 за перебронирование возьмут, но разницу в вашу пользу никто не вернет. Тут важно запомнить одну техническую деталь, которая упростит понимание дальнейшего текста:

Дело в том, что в системе бронирования на самом деле существует не одна цена на билет по конкретному направлению. Их перед началом продаж билетов вводится сразу добрых полтора десятка. Это так называемые «базовые тарифы», обозначающиеся буквами латинского алфавита. Допустим, N – 1000 рублей, T – 2000 рублей, L – 3000 рублей, Y – 4000 рублей и так далее. Именно к этим величинам потом добавляются фиксированные доплаты за наборы услуг (багаж, возвратность и так далее) и аэропортовые сборы.

Именно базовые тарифы формируют «динамическое ценообразование». Смысл его вот в чем. На сайте авиакомпании вы всегда видите лишь МИНИМАЛЬНЫЙ тариф из доступных. То есть, если билет стоит 2000 рублей без сборов, значит, минимальный доступный класс – T, а билетов по классу N нет. Если билеты продаются хорошо, то и класс T закроется, и минимальным доступным классом станет L. Если плохо, то откроется класс N. «Буквы тарифов» постоянно открываются и закрываются – алгоритмы системы бронирования пытаются максимизировать выручку с рейса, чтобы продать как можно больше билетов по как можно более высокой цене. Но теперь самое главное: вы видите минимальный тариф, но в системе бронирования всегда доступны и более дорогие тарифы тоже. То есть, если есть места по тарифу N, то вы можете купить их и по тарифу T, и по тарифу L, и так далее – а самый дорогой тариф Y будет доступен всегда, пока вообще есть места в «экономе».

Какой дурак будет покупать билет по тарифу Y, если доступен N? При прямых беспересадочных рейсах – никакой. А вот если рейс со стыковкой, то в игру вступают правила комбинирования тарифов. Например, вы летите из Перми в Барселону через Москву. И в момент покупки билета на направлении Москва-Барселона минимальный доступный тариф – N, а на направлении Пермь-Москва минимальный доступный тариф – L. В этом случае применится сквозной тариф L, и пусть он даже меньше, чем сумма отдельных сегментов.

То же самое при перебронировании. Если вы купили билет по тарифу L, а на новую дату доступен только Y – доплачиваем. Если же на новую дату доступен тариф N, то… то тариф L тоже доступен, поэтому он у вас и остается.

Пример доступности мест на рейс с низкой загрузкой

А здесь видно, что низких тарифов уже осталось мало, но более высокие по-прежнему доступны

Казалось бы, если у тебя изначально куплен билет по самому дорогому тарифу Y, то ты царь и бог – в смысле, при перебронировании с тебя точно не возьмут доплату, ибо билет не может быть дороже, чем ты заплатил. Однако на днях я столкнулся с курьезной ситуацией, при которой слишком дорогой билет стал проблемой!

У моих дальних родственников были билеты Aegean Airlines Салоники-Афины-Москва на 11 июля, купленные в конце мая в момент ажиотажа – когда все думали, что других рейсов в Грецию не будет. Стоили эти билеты более 1000 евро за эконом-класс в одну сторону на двоих – в общем, аномально дорого для этого направления. А сейчас у Aegean появились прямые рейсы Салоники-Москва, на которые мы с семьёй успешно перебронировали свои стыковочные (про эпопею с возвратом из Греции будет отдельный пост, ждите, там тоже целый квест). Узнав о том, что так можно, родственники попросили им помочь сделать так же – перебронироваться со стыковочного рейса на прямой.

Захожу я в личный кабинет на сайте Aegean с их кодом бронирования, и… И вижу, что меняйте, дорогие пассажиры, свой билет, с доплатой в 0,4 евро из-за увеличившихся сборов (!), но только на любой другой рейс через Афины. В любую дату! Как хотите. Но прямых рейсов в опциях нет. Но билеты-то на прямые рейсы есть и стоят вообще по 90 евро с человека в один конец, то есть, за двоих – 180! Почему я не могу поменять их, как только что сделал со своими (и с билетами других родственников на август)?

Опции для выбора — только стыковочные рейсы

Звоню в колл-центр Aegean Airlines. Как и положено, минут 15 слушаю музыку, потом объясняю ситуацию. И оператор объясняет причину: ваш билет слишком дорогой, поэтому его нельзя поменять! Почему что максимальный существующий тариф на прямой рейс – ниже, чем вы заплатили за эти билеты!

Изучив все цены, я увидел, что действительно по нашей брони оплаченный тариф без сборов и багажа составил 431 евро за человека, а максимальный существующий для прямого рейса SKG-DME – 428 евро. И поэтому изменение невозможно – перебронирование работает только если по новому билету применяется тариф равной или большей стоимости, а тут он на 3 евро меньше – увы и ах.

Билет при этом невозвратный, то есть, если его сдать, то вернутся только 100 с копейками евро сборов – с экономической точки зрения эта операция нецелесообразна. Интересно, что за 1000 евро на двоих на этом рейсе можно купить бизнес-класс, но перебронирование с эконома на бизнес (в бизнес-классе есть тарифы дороже 428 евро) невозможно, потому что это изменение класса обслуживания, а оно правилами тарифа не разрешается.

Спасти билет нам удалось другим способом: покупкой прямого «Аэрофлота» Салоники-Москва и перебронированием билета Aegean на конец марта (максимальная возможная глубина, поскольку продажи на летнее расписание 2022 года еще не открыто). А там рейс либо отменят, либо перенесут по времени (а значит, вернут деньги), либо мы перебронируем его уже на следующее лето, благо это полный годовой тариф и «окно» для возможных перебронирований ограничено 1 годом.

Y — самый дорогой полный годовой тариф, Light — самые жесткие условия отмены и перебронирования

Вряд ли вы часто будете сталкиваться с такими казусами, однако об их существовании нужно помнить и не торопиться с покупкой билетов за любые деньги: «потом» не всегда будет дороже.

Илья Шатилин

5 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Pavel
Pavel
2 лет назад

интересная статья. спасибо!