Самолет «сломался». Часть 3: Страшные звуки в A320

Пассажиры самолетов семейства Airbus A320 часто пугаются странного звука, исходящего из-под пола пассажирского салона. Кажется, что кто-то отпиливает крыло прямо под вами: звук громкий и пронзительный – сразу кажется, что самолет сломался! Интересно, что у иностранцев звук ассоциируется не с пилой, а с запертой в багажном отделении собакой. Не иначе это собака Баскервилей и она сейчас прогрызет пол и сожрет всех вокруг.

Чаще всего этот звук возникает после руления, то есть, при установке на стоянку или же, наоборот, перед взлетом и даже во время взлета. Последнее особенно пугает аэрофобов. Что же это за звук такой?

На самом деле никаких людей с пилой и собак под полом нет. Зато в районе центроплана расположен один из насосов гидравлической системы, который правильно называется PTU – Power Transfer Unit. Перевести можно как «модуль передачи мощности». Это чисто гидравлический насос, без электроприводов, задача которого – выровнять давление между гидросистемами.

Гидросистемы жизненно важны для самолета, поскольку в A320 на них завязано буквально все: управление всеми аэродинамическими поверхностями (элероны, закрылки и предкрылки, интерцепторы, рули высоты направления, стабилизатор), уборка и выпуск шасси, управление поворотом передней стойки, тормоза и даже открытие и закрытие створок реверса.

Всего гидросистем аж три: столь важный элемент зарезервирован более чем двукратно, то есть, даже при отказе двух гидросистем из трех самолет сохранит управляемость. У гидросистем есть цветовая дифференциация – первая называется «зеленой», вторая «синей» и третья «желтой». Однако гидросистемы дублируют друг друга не полностью: например руль направления подключен ко всем трем гидросистемам одновременно, а элероны – только к синей и зеленой. Но это не значит, что при отказе этих двух гидросистем самолет потеряет управление, поскольку есть еще подключенные к желтой гидросистеме интерцепторы (спидбрейки), которые в такой ситуации позволят сохранить управление по крену.

Схема гидросистем Airbus A320

Давление в этих гидросистемах достигает 3000 фунт-сил на квадратный дюйм, или более 200 атмосфер. Давление в зеленой гидросистеме создается насосом, приводимым от первого двигателя (левого). В желтой гидросистеме –  насосом второго двигателя (правого). И в синей – от электрического насоса, так что при отказе обоих двигателей одна гидросистема будет работать как минимум поэтому. Более того, есть резервный способ создания давления в гидросистемах. Если оно упадет в зеленой – включится PTU и давление «передастся» из другой гидросистемы. Если упадет в желтой – на помощь придет второй электрический насос (не тот, что отвечает за синюю систему), а если он не работает, включится PTU. Наконец, когда совсем беда – оба двигателя не работают, не работает ВСУ, отказали аккумуляторы – тогда выпускается аварийная турбина, которая вращается за счет набегающего потока воздуха и синяя гидросистема работает!

Та самая пила в Airbus 320: PTU

Airbus A320 с выпущенной аварийной турбиной (RAT)

Сам насос PTU не перекачивает никакую жидкость: он устроен так, что при падении давления в одной из гидросистем ниже 3000 фунт-сил за счет нормального давления в другой гидросистеме он «накачивает» другую до нужного давления. Это сделано на случай утечки – ведь иначе вылилась бы вся жидкость из гидросистем. Вот эту «накачку» до 200 с лишним атмосфер вы и слышите.

Так что, пора паниковать? У нас же отказ гидросистемы, падение давления, караул, самолет сломался! Нет. Во-первых, при запуске второго двигателя PTU проходит короткую самодиагностику. Всегда. Поэтому перед каждым вылетом на A320 вы всегда слышите PTU в тот момент, когда один двигатель уже работает, а второй начинают запускать. И, во-вторых, самое главное: рулить от стоянки к старту перед вылетом и особенно после посадки на стоянку самолет может и на одном (первом) двигателе. Зачем тратить топливо? Соответственно, второй двигатель в этот момент отключается (и насос желтой гидросистемы тоже), нужно лишь включить электрический насос. Иначе PTU начнет работать, создавая давление в желтой гидросистеме (а пилоты могут забыть это сделать).

Пилоты видят состояние гидросистем на дисплее

Но! После установки самолета на стоянку перед выключением первого двигателя электрический насос полагается выключить. Обычно это происходит с минимальным интервалом, но тут и возникает возможная ситуация, когда насос уже выключен, а давление в зеленой гидросистеме, создаваемое при запущенном первом двигателе, еще не упало. Тут-то и начинает работать PTU – именно в этой ситуации вы и слышите его чаще всего.

Устройство PTU в A320

Самолет «сломался». Часть 1: Реверс на A380

Самолет «сломался». Часть 2: Спойлеры на Boeing 737

Илья Шатилин

Views:
4.8 5 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
8 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Борис
Борис
2 месяцев назад

Непонятно. По тексту насос качает синюю систему. А в конце речь про отключение второго двигателя – насоса жёлтой системы – и включение вместо него электрического насоса.
Так как на самом деле?

Борис
Борис
2 месяцев назад
Ответить на  Frequentflyers

Теперь понятно.
Но непонятно, зачем этот второй насос: жёлтую ведь может качать и PTU от зелёной (от первого двигателя). А в случае отказа обоих двигателей, но работающей ВСУ, достаточно электронасоса в синей т.к. она управляет достаточным количеством аэродинамических поверхностей, чтобы самолёт управлялся.
Второй насос только ради экономии топлива на рулении?

Никита
Никита
10 дней назад
Ответить на  Борис

Ну например электронасос желтой системы используется при открытии дверей багажников при выключенных двигателях

Игорь
Игорь
1 месяц назад

Всё понятно, но откуда вдруг на Airbus взялись такие единицы измерения, как фунт-силы?

Последний раз редактировалось 1 месяц назад Игорь ем
Михаил
Михаил
1 месяц назад

Наконец я нашёл ответ на свой вопрос! Спасибо огромное!

Konstantin Osokln
Konstantin Osokln
1 месяц назад
Ответить на  Михаил

А у нас была все таки поломка какого-то элемента гидросистемы. Звук который на 2 видео был гораздо сильнее и продолжительное. Самолёт пошёл по рулежкам на Впп, и перед ней встал, и этот звук опять пошёл, то ли пилоты проверяли, то ли надеялись, что все наладится, а я сидел и молил бога, что бы КВС отменил взлёт. Так он стоял с этим звуком… минут 10-15.Потом вижу едут к нам аэродромные службы, открыли капоты, видимо искали неисправность, и видимо нашли, т. к. движки заглушили, и за нами пришёл буксир, и утащил на стоянку. Потом сказали судно сломалось, Вас увезут в гостиницу, а самолёт отремонтируют, когда из Анталии привезут запчасти. Это был рейс Даламан-Уфа, 3 года назад. Туркишьаэрлайн. В Уфе при посадке был сильный боковой ветер и сильная болтанка, но сели просто мастерски, я стюардессе сказал – Шеф Супер Гут. Вот такая история!