Самолет «сломался». Часть 2: Спойлеры на Boeing 737

Этой статьей мы продолжаем цикл «Самолет «сломался». В нем мы рассказываем о «неисправностях» самолетов, которые с завидной регулярностью пугают пассажиров – как продвинутых, так и не очень – а на самом деле неисправностями не являются. То есть, все нормально: прочитав эти статьи, вы сможете с умным видом проводить ликбез для соседей по креслу.

Часть вторая: «проблема со спойлерами» на Boeing 737NG:

Пассажиры, сидящие возле крыла на Boeing 737-700, 737-800, 737-900, иногда после посадки докладывают бортпроводникам: «Я заметил, что спойлеры на пробеге выпустились на разный угол! Самолет сломался, проверьте!». И это тот случай, когда ты хотел выставить себя умным и разбирающимся в авиации, но плохо знаешь матчасть. Действительно, на многих типах ВС после посадки спойлеры (они же воздушные тормоза) на крыле синхронно поднимаются визуально на один и тот же угол. Они нужны для того, чтобы оказывать дополнительное аэродинамическое сопротивление, позволяющее самолету быстрее замедлиться, а также нарушают ламинарное течение воздушного потока над крылом и снижают подъемную силу крыла. В результате нагрузка на шасси увеличивается: самолет сильнее прижимается к полосе, что делает более эффективными колесные тормоза.

Так вот, на Boeing 737NG, например, имеется 12 спойлеров, разделенные на 3 группы. Те из них, которые расположены ближе всего к фюзеляжу и дальше всего от фюзеляжа, используются только во время торможения на ВПП. Они активируются одним клапаном, имеющим два положения «открыто» и «закрыто», поэтому всегда выпускаются на один и тот же угол в 60 градусов. А вот между ними с каждой стороны находятся по четыре полетных спойлера, которые могут использоваться и в воздухе; они управляются попарно и могут выпускаться полностью или наполовину, при этом максимальный угол у тех, что ближе к фюзеляжу, составляет 38 градусов, у «дальних» 33 градуса. Можно также приобрести опцию Short Field Performance (укороченная взлет-посадка), тогда полетные спойлеры выпускаются на угол до 65 и 56 градусов соответственно.

При торможении на земле полетные спойлеры также используются: при касании ВПП все выпускаются на максимум: два спойлера на 60 градусов, два на 38 и два на 33. Такой вот кошмар перфекциониста.

Слева направо: 60, 38, 33 и 60 градусов.

Самолет «сломался». Часть 1: Реверс на A380

5 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии