Меньше классики: авиакомпании стремительно избавляются от Boeing 737 прошлого поколения, который так любят в бывшем СССР

По итогам 2019 года кресельная емкость семейства Boeing 737 Classic, включающего типы 737-300, 737-400 и 737-500, составила во всем мире 43,8 млн. кресел. Таким образом, за минувшие 10 лет она сократилась примерно в 6 раз – в 2010 году на эти самолеты приходилось 268 млн. кресел. Такие данные приводит anna.aero. Если же смотреть более детально, то на 737-400, самый крупный самолет семейства, в 2019 году пришлось 8 млн. кресел, на самый маленький 737-500 – 17,4 млн., а на 737-300, базовую модель – 18,3 млн. кресел. Ранее она была самой распространенной: в 2010 году на 737-300 приходилось 52% всей кресельной емкости семейства, или 139,6 млн. кресел. Самолеты этого типа летали в 79 авиакомпаниях, среди которых с огромным отрывом лидировала американская Southwest (50 млн. кресел), на втором месте была Norwegian с 9 млн.

Американцы полностью вывели 737-300 из эксплуатации в 2017 году, еще раньше, в 2015, от самолетов отказалась Norwegian, примерно тогда же, в середине прошлого десятилетия, самолеты закончили свою карьеру в других крупных авиакомпаниях: Lufthansa, Air New Zealand, Air China, China Eastern, China Southern и др. А в этом году свои 737-300 вывела из эксплуатации Air Baltic. Зато эти самолеты очень полюбили в России и странах бывшего СССР. Почему?

Боинг 737-300 в спецливрее Белавиа

На 89% сократилась емкость на 737-400, а вот самый редкий и самый неэффективный тип, 737-500 (он слишком тяжел для своей пассажировместимости), выводят не так активно: сокращение емкости за 10 лет составило «всего» 68%. Третий по величине мировой эксплуатант этого типа, японская ANA Wings, вывела самолеты лишь буквально на днях: в июне 2020 года. Более того, появляются новые авиакомпании, начинающие использовать такие самолеты: например, болгарская Voyage Air будет возить на них туристов в Варну.

Несмотря на то, что «классики» далеки от современных требований к топливной эффективности, а также требуют тяжелых форм обслуживания в силу возраста, эти самолеты очень популярны в развивающихся странах из-за очень низкой цены. Так, 737-300 в состоянии летной годности сегодня можно приобрести чуть дороже металлолома: от $1 до $1,7 млн., а лизинговые платежи за такой самолет составляют всего $35-50 тыс. в месяц.

На первом месте по количеству старых 737 сегодня находится Индонезия, где летает 23% всех самолетов этого семейства, они используются на 80 маршрутах. Россия – на шестом месте после Боливии, Перу, ЮАР и Китая, больше всего этих самолетов – у Smartavia, также достаточно их у Utair. Однако настоящий заповедник «классики» — в соседней Белоруссии, там у «Белавиа» почти 2 млн. кресел на 733 и 735 при общем пассажиропотоке чуть более 4 млн.

«Белавиа» также одна из немногих, кто активно использует эти самолеты для международных рейсов: из Топ-30 самых популярных направлений на «классике» только 3 международные, это Минск-Москва, Минск-СПб и Богота-Каракас.

Самолеты Boeing 737 Classic выпускались с 1984 по 2000 год. Всего было построено 1988 машин, из них 1113 737-300, 486 737-400 и 389 737-500. Пик производства пришелся на 1992 год, тогда было выпущено 218 самолетов.

Курс юного споттера. Часть 3. Как различать Boeing-737 всех модификаций.

Boeing 737-500 Smartavia, Фото: Алексей Морозов

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии