Что случилось с «Альбатросом»: как поживает самолет Airbus с гибким крылом

Около года назад Airbus представила AlbatrossOne: проект самолета с гибким крылом. В отличие от всех остальных современных воздушных судов, у которого аэродинамические поверхности жесткие, «Альбатрос» позаимствовал структуру крыла у одноименной морской птицы, которая может часами парить без единого взмаха и преодолевать большие расстояния, умело используя воздушные потоки. Что это за самолет и что с ним стало:

Тут, правда, стоит сделать важную ремарку: на самом деле крыло самолета, как и любая металлическая конструкция, подвергается упругим деформациям, и кончики крыла в полете перемещаются на несколько метров вверх-вниз — иначе бы во время малейшей турбулентности вас выбрасывало бы из кресла, а после сильной болтанки борт списывали бы в металлолом (если бы он вообще мог долететь до аэропорта назначения, не развалившись в воздухе).

Однако форма крыла при этом все равно не меняется. У AlbatrossOne же крыло сгибается: часть его закреплена на шарнирах. Эка невидаль, скажете вы! Ведь такое решение давно применяется на военных самолетах, а также на Boeing 777X.

Однако у них «складное» крыло используется для экономии места — чтобы поместиться на авианосце или чтобы не переделывать аэродромы, сертифицированные под «обычный» 777, в полете же крыло раскладывается и жестко фиксируется. А у Airbus оно остается подвижным, и в полете соединенные шарниром части крыла перемещаются относительно друг друга: самолет в буквальном смысле «машет крыльями», хоть это и некорректно звучит с точки зрения физики: если птица действительно машет крыльями за счет мускульной силы, отталкиваясь от воздуха, то у AlbatrossOne внешние части крыла перемещаются набегающим потоком воздуха. Это снижает аэродинамическое сопротивление и увеличивает комфорт пассажиров во время турбулентности, а также позволяет сделать крыло легче и длиннее, так как в районе центроплана на него действуют меньшие нагрузки, а чем больше размах крыла — тем больше его подъемная сила и тем меньше нужно сжечь топлива, чтобы самолет мог лететь.

В прошлом году AlbatrossOne был построен в виде масштабной радиоуправляемой модели на базе Airbus A321; сообщалось, что процесс ее создания занял более полутора лет. Он совершил несколько испытательных полетов — как с зафиксированными, так и с подвижными частями крыла, однако с тех пор о проекте ничего не было слышно.

На самом деле планируется, что во время следующих испытательных полетов будет протестировано переключение между режимами жесткого и гибкого крыла прямо в воздухе. Для этого нужно внести значительные изменения в испытательную модель, что по трудоемкости сопоставимо со строительством новой. Как удалось выяснить, эти работы ведутся, однако Airbus обычно не публикует результаты испытаний до того момента, как те успешно завершатся.

Также Airbus показывал дизайн-концепт регионального самолета «Хищная птица» (Bird of prey), аэродинамическая схема которого напоминает то ли орла, то ли сокола. Однако он пока остается в стадии эскизного проекта, модель не строится.

Подписаться
Уведомить о
guest

2 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
XYU
XYU
4 лет назад

777 на авианосце? автор, ты курил?