Utair перешла на ваучеры

Авиакомпания Utair перешла на возврат денег за отмененные рейсы при помощи электронных ваучеров. Ваучеры эти не нужно ждать, как, например, в «Аэрофлоте»: они выпускаются сразу на сумму купленных авиабилетов. При этом начисляется дополнительный бонус в виде миль в размере 10% стоимости авиабилета; напомним, мили Utair являются фактически теми же деньгами, ими можно оплатить любую часть стоимости авиабилета или любых других услуг. Условно, если у вас был билет за 10 тысяч рублей, то при возврате ваучером получится 11 тысяч. 

Использовать ваучер можно сразу же, он действует до конца 2021 года — а потом все же по нему вернут деньги.

До сегодняшнего дня Utair также возвращала пассажирам живые деньги, правда, честно предупреждала, что это займет до 60 дней.

Ваучеры в целом пока незаконны, хотя авиакомпании активно пытаются их легализовать, и де-факто все равно компенсируют билеты только ими. Однако единственное достижение в правовом поле на сегодняшний момент — это приостановка действия Регламента ЕС №261/2004, согласно которому перевозчик при отменах, длительных задержках или овербукинге обязан выплатить пассажиру еще и дополнительную компенсацию за моральные страдания: до 600 евро. 

Дело в том, что законодательство, предписывающее возвращать средства за неоказанные услуги в течение 10 дней (в частности, об этом говорит Закон о защите прав потребителей), рассчитано на «мирное» время, и о ситуации, когда авиакомпаниям приходится отменять более 90% рейсов не по своей воле, никто заранее не подумал: просто потому, что такой ситуации не было со времен Второй мировой войны, да и та была достаточно локальной по сравнению с нынешней ситуацией. Экономическая бизнес-модель авиакомпаний построена таким образом, что практически вся выручка идет на погашение задолженности за уже осуществленные перевозки (топливо, лизинговые платежи, обслуживание в аэропортах, зарплаты и т.п.) — условно, в мае платим за апрель, в июне — за май и так далее. То есть, деньги, полученные от пассажиров отмененных рейсов, уже потрачены, их нет. В обычной ситуации, когда отменяются единичные рейсы, деньги возвращают из выручки от вновь продаваемых билетов. Но когда возвращать нужно почти всем, а новых продаж нет, взять деньги неоткуда, и если начать выплачивать пассажирам хоть что-то, то хватит десяти процентам, после чего авиакомпания обанкротится и точно никто ничего не получит: ни денег, ни даже ваучера.

В начале истории некоторым пассажирам удавалось вернуть деньги через банк по chargeback-операции: услуга оплачена, но не оказана. Однако позднее международные платежные системы Visa и Mastercard отменили «чарджбеки» по авиабилетам.

Еще одним решением проблемы могла бы стать выплата денежных компенсаций пассажирам отмененных рейсов за счет государства. Однако российские авиакомпании получили суммарно всего 23,4 млрд. руб., что примерно в 15 раз меньше суммы, которая позволила бы вернуть деньги пассажирам; более того, эта субсидия предназначена в первую очередь на выплату зарплат и поддержание текущей деятельности авиакомпаний.

Но самое интересное заключается в том, что теперь и по вынужденному возврату (например, по болезни или смерти пассажира) Utair тоже компенсирует деньги ваучером, в то время как российское законодательство страхует пассажира от таких рисков. Здесь уже карантин притянуть сложно, поэтому надзорные ведомства, вероятно, выступят против подобной практики. Россия сегодня — одна из немногих стран мира, где по болезни можно вернуть даже невозвратный билет: если вы летите европейской авиакомпанией, то никакие справки вам в этом случае чаще всего не помогут и вы не получите ни денег, ни ваучера.

Подписаться
Уведомить о
guest

5 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Васильева Ольга Сергеевна
Васильева Ольга Сергеевна
4 лет назад

Добрый день!Получить ваучер на вашем сайте,как вы предлагаете,нет возможности, мы не смогли оформить возврат ваучером прямо сейчас.Ваш сайт работает ужасно.На мои вопросы вы так и не ответили. Хотя вы написали
«Получить ваучер можно на главной странице нашего сайта в разделе «Управлять билетом» — https://www.utair.ru/order-manage/
ВЫ можете оформить возврат ваучером прямо сейчас. » К сожалению не получается даже ваучером получить сейчас.. И почему вы не отвечаете? .Если вы сейчас игнорируете наши сообщения,что будет потом.Таким образом вы потеряете сотни тысяч клиентов .Если вы нам отказываете в возврате и денежных средств и невозможности получения обещанных ваучеров .Пока одна только переписка и ничего конкретного.,только слова,а результат ниже «ошибка» и больше ничего.Сервис ваш не работает.

Васильева Ольга Сергеевна
Васильева Ольга Сергеевна
4 лет назад

Согласно разъяснениям Роспотребнадзора, в соответствии с п. 227 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82 в случае отмены рейса отказ пассажира квалифицируется как вынужденный. В этом случае уплаченная за воздушную перевозку провозная плата возвращается в полном объеме (п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, п. 116 г. XVI Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от 25 сентября 2008 года №115).

При этом в законодательстве РФ отсутствует определение «сертификатов на полеты», «ваучеров» и т.п.

Неосуществление возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы свидетельствует о ненадлежащем исполнении перевозчиком своих обязательств. Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

сергей
сергей
4 лет назад

Тоже мне новость. Уже месяц как новости.