Как выгоняют птиц из аэропортов

Птица — один из самых опасных врагов самолета. По данным ИКАО, ежегодно в мире происходит более 15 тысяч авиационных инцидентов, связанных с «бёрдстрайком» (birdstrike) — столкновением самолета с птицами, и это притом, что 80% из них не попадают в сводки — то есть, это количество смело можно умножать на 5 (в одних только США количество бёрдстрайков оценивается в 13 тыс. ежегодно). К счастью, благодаря стараниям авиаконструкторов к катастрофам это приводит нечасто: примерно 1 раз на 1 млрд. часов налёта, однако ежегодно гражданская авиация во всем мире теряет около 1,2 миллиардов долларов из-за повреждений, которые получают самолеты от пернатых — от вмятин в обтекателях до списаний бортов после аварийных посадок в кукурузные поля. Чаще всего повреждаются двигатели и стекла кабины пилотов. Опаснее всего стайные птицы (например, чайки) и крупные (например, гуси).

Около 85% всех столкновений с птицами происходит на высотах до 100 метров. Конечно, некоторые гуси забираются на высоту до 10 километров, то есть, летают на тех же эшелонах, что и самолеты, однако таких героических гусей мало, а их маршруты обычно не совпадают с воздушными трассами, так что вероятность столкновения мала. А вот около земли пернатых разного рода очень много. Ниже 100 метров — это, соответственно, взлет и посадка, на таких высотах самолет находится только в районе аэродрома, поэтому и занимаются отпугиванием птиц аэродромные службы. Увы, стопроцентно работающего способа не существует: пернатые все же достаточно глупы и считают, что собираться мирно и без оружия где угодно и когда угодно им разрешает 31-ая статья Конституции. Поэтому приходится применять спецсредства:

  1. Ограничение еды

В первую очередь птицы летят туда, где могут найти какую-либо пищу. Поэтому газоны между взлетно-посадочными полосами и рулежными дорожками засеиваются специальными сортами травы, которую не едят птицы. Например, известно, что гуси любят подорожник, крапиву и одуванчики; также траву косят, чтобы она не была слишком высокой и слишком низкой, поскольку в высокой траве уже начинают появляться вкусные насекомые и семена, а на низкую птицам удобно садиться. На территории аэропорта не может быть открытых мусорных баков, да и в непосредственной близости стараются не делать открытых свалок и помоек. А для борьбы с водоплавающими птицами закрывают сетками естественные водоемы и заключают в трубы дренажные стоки.

2) Визуальные отпугиватели

Этот метод известен каждому огороднику: посади пугало в виде совы, и урожай останется цел. А на кусты моя бабушка вешала фольгу и консервные банки: предметы, отражающие свет, птицам не нравится. В аэропортах хорошо зарекомендовали себя диско-шары, их вешают на столбиках примерно в полутора метрах от земли. В темное время суток эффективны лазерные отпугиватели: они формируют движущиеся лучи, которые не нравятся птицам. 

3) Звуковые отпугиватели

Птицы боятся резких звуков, поэтому на аэродромах часто можно встретить газовые хлопушки (в них поджигается определенный объем пропана, создавая хлопок громкостью до 130 дБ) — современные модели даже оснащены детекторами птиц и срабатывают только тогда, когда те прилетают; более простые устройства активируются вручную или по расписанию. Также используется пиротехника (сигнальные ракеты) и стрельба холостыми патронами — дежурный орнитолог постоянно мониторит аэропорт, объезжая его, а также при помощи камер; однако некоторые птицы рано или поздно привыкают к шумам и перестают их бояться. Широко используется также биоакустический метод: через динамики воспроизводят крики хищных птиц. Однако к этим крикам некоторые тоже привыкают, кроме того, он не работает против самих хищных птиц. Поэтому в последнее время используют тревожные крики ворон: многие птицы знают его и считают, что раз ворона в опасности, то и им желательно убраться.

4) Химические отпугиватели

Эти методы тоже пришли из сельского хозяйства, где давно распыляют метилантранилат и антрахинон. В некоторых странах эти вещества запрещены, поскольку являются канцерогенами.

5) Релокация и отстрел

При наличии крупных гнездовий птиц рядом с аэропортом их могут искусственно перенести на другое место, что достаточно затруднительно с учетом необходимости отлова; менее экологичным способом является отстрел. Так, в начале девяностых в окрестностях аэропорта Джона Кеннеди в Нью-Йорке за два года было уничтожено свыше 28 тысяч чаек, что снизило количество столкновений с ними на 89%.

6) Хищные птицы

В некоторых аэропортах (в России это Пулково, Домодедово, Внуково, Стригино, Саратов-Центральный — причем в новом «Гагарине» их станет больше — а также Махачкала и Краснодар) работают дрессированные ловчие птицы: соколы и ястребы. Их задача, однако, не в том, чтобы выловить всех непрошеных гостей, а в том, чтобы их напугать: условная ворона видит, что дело пахнет керосином, и предпочитает ретироваться, оповестив всех остальных. Более того, в случае охоты сокол может очень долго преследовать жертву и потом не найти обратную дорогу в аэропорт.

Кстати, опасность для самолетов представляют не только стаи птиц, но и рои насекомых, в первую очередь саранчи. Известно достаточно случаев, когда после столкновения стекла кабины оказывались полностью залепленными, лишая пилотов визуальных ориентиров, двигатели теряли мощность, а трубки для измерения скорости оказывались забиты и переставали работать.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Solarisfly
Solarisfly
5 лет назад

«Во всём мире теряется 1.2 миллиарда долларов из-за птиц…»
Интересно, куда теряется? Всё же в авиационной сфере крутиться, а не птицам отдаётся.
А вот птичек совсем никому не жалко…
Вспомнится мокрый воробушек на асфальте, сердце щемит, а 15К птиц в год, какая мелочь…

Генрих
Генрих
4 лет назад

Живых хищников держать накладно, поэтому заменил их отпугивателем сититек. Особого ухода не требуется, а птицы стараются облетать мой участок стороной.