45 лет: история аэропорта Пулково в фотографиях

Петербургский аэропорт Пулково отмечает 45-летие. Да, именно 45-летие: с 1932 года ленинградский аэропорт назывался просто ленинградским аэропортом (и, кстати, никак не «Шоссейная»), а современное название получил только в 1973 году, когда открылись знаменитые «5 стаканов»: терминал Пулково-1. В честь относительно круглой даты в аэропорту открылась интересная фотовыставка, посвященная истории терминала. Рекомендуем сходить: она находится вокруг одного из «стаканов» около «Камчатки» и «Макдоналдса». А если вы в ближайшее время никуда не летите внутренними рейсами, не беда: вот вам оттуда интересный фоторепортаж. Благодарим за старые фото музей гражданской авиации Петербурга.

Аэропорт строили стахановскими темпами даже зимой. Здание имеет стальной каркас

Сами «стаканы» тоже стальные, хотя так и на скажешь: благодаря остеклению все выглядит красиво и воздушно

На самом деле, конечно, не стаканы, а световые фонари. Идея была в том, чтобы свет попадал внутрь и дополнительно рассеивался от пола, сделанного из особого камня.

А это строятся легендарные сателлиты, утраченные во время последней реконструкции. Они тоже имели стальной каркас

Вот так выглядели сателлиты в последние годы своего существования. В каждом было по 6 выходов на посадку

Стоянки у сателлитов позволяли размещать там Ил-86. А в него садились прямо с багажом по лесенке, помните? Никаких телетрапов не надо.

В сателлиты вели тоннели с двумя траволаторами, они тоже работали до последнего момента. А вот эскалаторы вверх и вниз к 2000 годам вышли из строя.

Имелся зал выдачи багажа с круглыми каруселями. В начале девяностых карусели заменили на более вместительные.

Стюардессы фотографируются на открытии Пулково-1. На заднем плане — прожекторы для съемки кинохроники

Символический ключ от терминала. Вернее, аэровокзального комплекса. Именно так расшифровывается аббревиатура АЭВК на ключе

Ключ сохранился и вот губернатор Петербурга Валентина Матвиенко передает ее управляющей компании «Воздушные ворота северной столицы». 2011 год. Кстати, прозвище Матвиенко имеет самое прямое отношение к стаканам.

А тем временем электрокары везут багаж пассажиров Ту-134. Как тебе такое, Илон Маск?

Вообще Ту-134 был основным самолетом Ленинградского авиаотряда в семидесятые. И да, их парковали параллельно терминалу. Почему? Чтобы не буксировать. При открытии было 35 стоянок.

Позднее уже стали ставить самолеты носом к аэровокзалу. Обратите внимание на велосипед авиационного техника. Тогда по перрону ездили именно так.

Вот как светло и просторно было в семидесятых. Через двери на заднем плане можно было выйти на балкон, причем туда пускали даже встречающих. А с балкона на перрон вели лестницы. Кстати, все хорошо видно в фильме 1975 года «Шаг навстречу», буквально в самом начале фильма большой эпизод в аэропорту. Как зайти на рутрекер, сами знаете.

А вот так это выглядит сейчас

Начало восьмидесятых. Расписание прибытия внутренних рейсов. А других тут и не было, международным терминалом был старый Пулково-2.

Стойки регистрации, семидесятые.

Подобные стойки с выемкой для сумки до сих пор встречаются в некоторых региональных аэропортах.

В начале девяностых стойки еще были здесь, и терминал сохранял практически первоначальный вид. Фото 1994 года или позднее: именно в 1994 году в России появились мониторы Samsung Syncmaster, рекламируемые на баннере справа.

А это уже фото начала нулевых. В конце девяностых понаставили перегородок, поскольку появились новые правила безопасности, в частности, предполетный досмотр. Зону его проведения видно внизу слева.

Светодиодное табло работало почти до последнего.

В нулевых Utair летал еще на Ту-134, и не было авиакомпании «Россия», а было Пулковское авиапредприятие, получившее три стареньких Боинга 737-500.

Но в основном «Пулково», а потом и «Россия» летали на Ту-154М, их списали только в 2010-х годах.

Прилетали и другие интересные типы. Вот грузинский Ил-62, 2003 год.

В 2014 году терминал Пулково-1 закрыли для реконструкции, которая длилась 11 месяцев. В конце будет ссылка на фоторепортаж из заброшенного терминала.

В нашем веке умудрились даже сделать тут зону для международных рейсов, при помощи кучи перегородок окончательно превратив терминал в сарай.

В ходе реконструкции за счет пристройки небольшой части справа и пристройки телетрапов площадь терминала увеличилась с 42 до 65 тыс. кв. м.

Сейчас Пулково-1 — это часть единого аэровокзального комплекса, рассчитанного на 18 млн. пассажиров в год. Он по-прежнему предназначен для внутренних рейсов. В 1973 году считали только вылетающих и только по дням. Всего было до 25 тыс. пассажиров в день в обоих терминалах. Минимум — около 1000 во время волнений в кавказских республиках в конце перестройки.

После реконструкции терминалу придали вид, близкий к первоначальному.

Заброшенный аэропорт: Пулково-1. Фоторепортаж
Пулково-2 после реконструкции. Фоторепортаж.
Пулково-1 за месяц до открытия. Фоторепортаж.
Пулково-1 за месяц до открытия. Видео.

5 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

4 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Николай
Николай
5 лет назад

«А это уже фото начала нулевых. В конце девяностых понаставили перегородок, поскольку появились новые правила безопасности, в частности, предполетный досмотр. Зону его проведения видно внизу слева.»

На этом фото «начала нулевых» отчетливо виден Бургер Кинг, который в России появился в 2010 году. 🙂

Юрий
Юрий
5 лет назад

действительно интересный пост, а то последнее время часто читаешь «не о чем», спасибо

Макс
Макс
4 лет назад

А это уже фото начала нулевых…
Не бро, это 2010 год. Посмотри под рекламой Связного (!), находится международная зона.

Александр
Александр
4 лет назад

«Стареньких», (а они были как раз ровесниками большинства пулковских Ту-154), Боингов было на самом деле 5.