Как авиакомпании «воруют» билеты и как этого избежать

Бывало ли у вас такое, когда вы приезжаете в аэропорт и внезапно выясняете, что никуда не летите? Нет, рейс не отменили, и на регистрацию вы не опоздали, и никакого овербукинга нет, а просто авиакомпания аннулировала ваш билет и не собирается возвращать деньги, показывая вам собственные правила? Думаете, так не бывает? Ошибаетесь. Сейчас мы расскажем, в каких случаях такое бывает и как этого избежать.

Подобная ситуация может произойти, если вы купили билеты по одному и тому же направлению с небольшим зазором по времени. Например, на один и тот же день. Или на ближайшие дни. Или, как у Екатерины Туркиной из Петербурга, через два дня. Казалось бы, зачем так часто летать? Вот и авиакомпания может посчитать, что как-то вы подозрительно часто летаете. Не положено! И… аннулировать все ваши билеты, кроме последнего купленного, посчитав их «дублями».

Изначально «дубль» — это два билета на одного и того же человека на один и тот же рейс. Тут все понятно: кто-то ошибся при бронировании и поэтому один из билетов лишний, нужно освободить место, чтобы продать его кому-либо еще (впрочем, два места на одном рейсе купить можно, это EXST или CBBG).

Однако некоторые авиакомпании считают дублями даже рейсы, между которыми проходит менее четырех (!) дней. Обычного человека такое не коснется, а вот часто летающего, тем более по такому направлению, как Москва-Петербург (когда у тебя дела в другом городе могут появиться внезапно и срочно либо просто хочется поспать дома; я тоже отношусь к категории таких пассажиров) может сильно выбить из колеи.

В чем вообще смысл такого правила? Какая разница авиакомпании, как часто летает пассажир, если он оплатил билеты? Это борьба с лайфхакерами. Дело в том, что можно, заранее не зная, в какие именно даты полетишь, купить сразу несколько билетов по возвратному тарифу на несколько соседних дат или даже рейсов в течение одного дня. Причем тарифы бывают даже полностью сдаваемыми даже после вылета рейса. В итоге когда захотел — тогда и приехал в аэропорт, а остальные билеты просто сдал. Авиакомпания из-за этого «замораживания» мест страдает: ведь их уже нельзя продать кому-то другому.

Скриншот с сайта S7.ru

А вот если билеты невозвратные (как большинство билетов по доступным ценам), то лайфхак теряет смысл. Однако системы бронирования недостаточно умны и считают лайфхакерами всех вокруг. В итоге билет автоматически «возвращается» сразу, но поскольку он невозвратный по тарифу, то никаких денег пассажир обратно не получает.

Так что если вы летите с небольшим интервалом по одному маршруту одной авиакомпанией, лучше предупредить ее. Наиболее известны борьбой с «дублями» члены альянса Oneworld (например, S7 и American Airlines). Андрей Крамаренко, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ считает такую практику абсолютно противозаконной. «Никаких правовых оснований для аннулирования билетов в описанной ситуации быть не может. А если авиаккомпания при этом отказывается возвращать деньги, мотивируя это невозвратным тарифом, это может содержать в себе состав преступления, поэтому пассажирам неплохо бы обращаться в прокуратуру за правовой оценкой происходящего. При возвратных билетах в этом есть хоть какой-то резон, но все равно не в период 96 часов. Вообще же нормальная авиакомпания должна поощрять часто летающих пассажиров, а не отменять их брони», — добавляет он.

Кроме того, «дубль» может возникнуть при попытке купить билеты по разным направлениям, но в одно и то же время. Или, например, использовать Hidden City Ticketing и купить билет из хаба до действительного пункта назначения на рейс той же авиакомпании. Грубо говоря, вам нужно из Берлина в Новосибирск, но билеты по этому направлению очень дороги. Вы обнаруживаете, что очень дешево можно долететь из Берлина в Иркутск с пересадкой в Москве (дешевле, чем из Берлина до Москвы), а рейс из Москвы в Новосибирск тоже очень дешев. В итоге вы покупаете двумя бронями Берлин-Иркутск и Москва-Новосибирск, и… в Москве обнаруживаете, что билет до Новосибирска у вас «отобрали» (а то и в Берлине выясняете, что отменены оба), потому что вы в этот момент должны находиться в самолете, летящем в Иркутск.

Остается надеяться, что с переходом на систему бронирования Amadeus осенью этого года S7 изменит и неудобное правило.

UPD: Нам удалось получить комментарий S7; в авиакомпании действия системы признали ошибочными и пообещали вернуть пассажирке деньги за отмененный билет. В ближайшее время перевозчик действительно планирует изменить действующие условия аннулирования дублей.

Илья Шатилин

 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Илья
Илья
6 лет назад

не надо летать всякими дерьмокомпаниями