На первый взгляд, странно на сайте для авиапассажиров публиковать фоторепортаж с железнодорожного вокзала. Однако он имеет самое прямое отношение к авиации: именно сюда будут прибывать аэроэкспрессы из аэропорта Пулково, так что когда вы через пару лет соберетесь в Санкт-Петербург, поездка из терминала в город на электричке будет крайне целесообразной, ведь вы приедете на первый в России железнодорожный вокзал.
Изначально он был построен здесь в 1837 году, но нынешнее здание существует с 1904 года: это великолепный образец стиля модерн, к тому же чудом уцелевший во время войны. К чемпионату мира по футболу 2018 года здесь завершатся реставрационные работы, ну а пока мы проникли в некоторые интересные помещения вокзала, скрытые от посторонних глаз и вот вам, дорогие читатели, фоторепортаж.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/Untitled-1024x666.jpg)
Само здание в профиль выполнено в виде паровоза: слева — труба, справа — кабина машиниста. В «трубу» входили пассажиры 3-го класса, в «кабину» 1-го и 2-го. Сейчас работает только левый вход.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_124158-1024x768.jpg)
Пассажиры аэроэкспресса будут входить в вокзал справа и попадать в холл с высокими потолками, перекрытый арками из монолитного железобетона. Монолитного. Железобетона. В 1904 году! Это первое использование технологии в России.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_125835_216-1024x1003.jpg)
За спиной остается витраж в стиле модерн с растительными орнаментами. Правда, основная его часть оставлена прозрачной, чтобы в зал попадало больше света.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_125959-768x1024.jpg)
Поскольку поезда отправляются со второго этажа, наверх нужно попасть на лифте. Всего в здании 20 электрических лифтов, как раз в начале прошлого века они только появились. Сейчас лифт реставрируется, он будет снова запущен в 2018 году.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_142530-1024x768.jpg)
Отдельные лифты — для багажа. Идеально было бы сдать багаж еще на вокзале, а не тащить его к стойке в аэропорту.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_130327-1024x768.jpg)
А это бизнес-зал, в смысле, зал ожидания для пассажиров первого и второго классов. Сейчас он используется для организованных групп детей, но, по всей видимости, будет перепрофилирован под аэроэкспресс.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_131449-1024x768.jpg)
Под часами находится забитый фанерой проем, цвет которого отличается от основной стены. Здесь находится проход в ресторан, который аж с 1990 года находится на реконструкции. Открыть обещают в 2018 году, пока там все завешано полиэтиленом и ничего интересного нет.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_132247-1024x768.jpg)
За исторической дверью — уборная. Внутри, правда, обычный дешевый кафель и пластиковые двери. Да и дверь умудрились испоганить современной табличкой из строительного супермаркета за 50 рублей.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_132548-1024x768.jpg)
А это бывший VIP-зал, он же «Великокняжеские покои». Теперь здесь приемная начальника вокзала. Поставили дешевый офисный стол, и так сойдет.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_132839-1024x768.jpg)
И плитку на полу тоже не поменяли на украинский керамогранит. Так и лежит Villeroy&Boch с 1904 года.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_133602-1024x768.jpg)
Выходим к платформам. Здесь — световой фонарь и металлические фермы. Часы работают. Разве что стекло заменили на поликарбонат, но незаметно.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_134526-768x1024.jpg)
Местами сохранились кованые элементы декора. Тут, понятное дело, был барбершоп. То есть, конечно, цирюльня.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_135014-768x1024.jpg)
Но мы пока быстро сбегаем на чердак. Еще одна винтовая лестница — за дверью в столовой с надписью «Служебное помещение».
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_135215-1024x768.jpg)
На чердаке видна конструкция потолка зала ожидания для пассажиров 3-го класса из клепаных металлических ферм.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_141521-1024x768.jpg)
Эти пути не электрифицированы, так что аэроэкспрессы будут останавливаться чуть дальше, там же, где электрички. Первоначально, кстати, это были выделенные пути для царских поездов.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2017/11/IMG_20171112_142443-1024x768.jpg)
В ожидании аэроэкспресса можно будет рассматривать кованые цветочки. Осталось, в общем, только все построить. Ждём.
Илья Шатилин
Хоть пробок не будет! =)