«Есть одна ТЯН»: что такое турбулентность ясного неба

1 мая «Боинг-777» «Аэрофлота» попал в зону сильной турбулентности. Пострадало 27 человек, преимущественно непристегнутых, при этом, по свидетельствам пассажиров, табло «Застегнуть ремни» не горело. Причиной произошедшего стала так называемая ТЯН — это не девочка на жаргоне анимешников, а турбулентность ясного неба. На английском она называется CAT — Clear Air Turbulence.

Что это такое? «Обычная» турбулентность связана с облачностью и ее появление легко предсказать как визуально, так и с помощью погодного радара. А вот ТЯН не видно до тех пор, пока вы в нее не попадете: возникает она из-за столкновений воздушных масс, движущихся с большой разницей скоростей. Основных причин три:

  1. Высотные струйные течения. Это узкие потоки сильного ветра, имеющие сотни километров в ширину и тысячи километров в длину, а по вертикали — 2—4 км, возникающие из-за разницы температур между воздушными массами. В основном они движутся с запада на восток (кстати, именно из-за ветров с запада на восток лететь быстрее, чем с востока на запад). На краях таких течений может возникать сдвиг ветра — как по вертикали, так и по горизонтали. Сдвиг ветра — это, по сути, серия сильных внезапных порывов в том или ином непредсказуемом направлении, который увлекает за собой летящий самолет. В обиходе вертикальный сдвиг ветра вниз называют воздушной ямой. Буквально за пару секунд самолет может потерять несколько сотен метров высоты — пассажиры же по инерции в этот момент подпрыгнут до потолка, если не будут пристегнуты. Особенно опасен сдвиг ветра при взлете и посадке, когда пара сотен метров — это расстояние до земли.
  2. Подветренные волны. Они возникают над гористой местностью, когда горизонтальному движению воздуха мешают естественные препятствия. При определенных скорости ветра и расстоянии между горами может возникать эффект резонанса и усиление вертикальных колебаний воздуха. Самолет, попадая в такие волны, опять же, начинает резко и внезапно двигаться вверх или вниз.
  3. Кучево-дождевые облака. Они сопровождаются мощными вертикальными течениями воздуха, и в радиусе около 35 км от них может возникать ТЯН. Она же может возникать, если пролетать над этими облаками на небольшом расстоянии (менее 2 км).

Чем опасна ТЯН? Как вы уже поняли — серьезными травмами пассажиров. Несмотря на то, что по информации из медицинских учреждений Бангкока, куда за медицинской помощью обратились 27 пассажиров «Аэрофлота», пациентов в тяжелом состоянии и с травмами, представляющими угрозу жизни, не зафиксировано, а информация о пациентах с компрессионными переломами позвоночника, не подтвердилась, 15 граждан РФ и двое граждан Таиланда в настоящее время госпитализированы. У пациентов, остающихся под наблюдением врачей, зафиксированы ушибы, у нескольких человек — переломы конечностей.

Голова непристегнутого пассажира превращается в мощную кувалду

Известны случаи более серьезных травм и даже летального исхода из-за ТЯН, а также авиакатастроф: например, в 1966 году «Боинг-707», летевший из Токио в Гонконг, просто внезапно развалился в воздухе, погибло 124 человека.

Пристегивайтесь.

Кроме того, сильная болтанка делает невозможной выполнение пилотами даже простейших операций вроде считывания показаний приборов.

Что делать? После выключения табло «Застегните ремни» неспроста говорят: «Вы можете свободно перемещаться по салону, однако для вашей безопасности мы рекомендуем вам оставаться пристегнутыми на протяжении всего полета». Не обязательно затягивать его плотно: в этом случае он не будет стеснять движений, но все равно не позволит вам пробить потолок головой.

Непристегнутый пассажир может поиграть в космонавта и полетать в невесомости по салону.

Кроме того, всегда лучше складывать ручную кладь под кресло: когда во время турбулентности откроется полка, чемодан не упадет вам на голову. Кстати, по этой же причине лучше сидеть у окна, там меньше шансов встретиться с чемоданом соседа.

Ой

И уж точно не стоит строить из себя героев, доблестно стоя в очереди в туалет при включенных табло: по статистике, больше всего погибших не во время катастроф — это люди, сидевшие на горшке во время турбулентности и неудачно приложившиеся головой.

Это не то, что вы подумали. А просто кофе на потолке. А могло бы быть у вас на коленях.

Если вы не пристегнуты, не забывайте уворачиваться от тележек

Илья Шатилин

Views:

21 comments for “«Есть одна ТЯН»: что такое турбулентность ясного неба

  1. Денис Сивичев
    02/05/2017 at 15:54

    Пилоты уверяют, что опасности для судна тян не несут. И тут же ты пишешь про развалившийся боенг. Кому верить? Момент не раскрыт ) ты кстати берешь комменты у пилотов?

    • Ilja Shatilin
      02/05/2017 at 16:18

      Не знаю, какие пилоты уверяют, а с тем 707 это официальная версия. Еще есть спутный след, но это немного не про то (но по сути тоже неопределяемая турбулентность)

    • Денис Сивичев
      02/05/2017 at 16:20

      Уверяют вполне конкретные – Кочемасов вчера писал у себя. А так дельно, спасибо

    • Ilja Shatilin
      02/05/2017 at 16:21

      Из-за нее только что бизнес-джет списали, еле севший после такой болтанки. И в NY что-то широкофюзеляжное разложили в начале нулевых.

    • Денис Сивичев
      02/05/2017 at 16:21

      Тогда понятно

    • Ilja Shatilin
      02/05/2017 at 16:22

      Кочемасов прав что в большинстве случаев крафт выдерживает, да. Но вот пара случаев была.

    • Денис Сивичев
      02/05/2017 at 16:24

      Я так полагаю, что статистически все-таки это безопасная учитываемая контсрукцией судна вещь. Раз в тян попадает два самолета в день, а крушений несколько за годы. Но как и везде есть вероятность, что развалится.

    • Ilja Shatilin
      02/05/2017 at 16:26

      Ну еще можно сделать поправку на то, что 707 разработан в 50-х, когда еще не особенно была изучена природа тян, у современных самолетов запас прочности наверняка больше.

    • Ilja Shatilin
      02/05/2017 at 16:26

      ЗЫЖ нагуглил, в нй был А300, то есть, тоже довольно старый тип

  2. Marc Mayer
    02/05/2017 at 16:19

    а от куда самолет и куда летел ?

  3. Alex Baggins
    02/05/2017 at 16:45

    Хватит отмазывать Трампа!

  4. Andrey Atmashkin
    02/05/2017 at 17:12

    “Это не то, что вы подумали. А просто кофе на потолке. А могло бы быть у вас на коленях.”

    Кофе — мужского рода.

    • Ilja Shatilin
      02/05/2017 at 18:57

      С 2002 года это устаревшая информация 🙂

  5. Konstantin Makogon
    02/05/2017 at 17:33

    Qantas тоже имела такой случай как-то раз. Потом ходили по сети фото с вмятинами в багажных полках от голов непристегнутых паксов.

    • Ilja Shatilin
      02/05/2017 at 19:13

      Тут как раз есть пара фоток квантаса

  6. Andrew Kovalenko
    03/05/2017 at 07:29

    А где вопли либеральной общественности в духе “Боинг – говно” и “пора, наконец, запретить использование самолётов – убийц”?

    Или тут Боинг ни при чём, а плох Аэрофлот?

    • Ilja Shatilin
      03/05/2017 at 11:43

      Виноват Аэрофлот, Путин, верните Трансаэро.

    • Oleg Ivchenkov
      03/05/2017 at 12:26

      Это специально сделали агенты КГБ – чтобы отвлечь внимание от расследования нападения на Навального, и чтобы все ездили в Крым

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *