Летать из Москвы будет дороже

21 февраля вступил в силу приказ ФАС о дерегулировании аэропортовых сборов в московском авиаузле (МАУ). Это приведет к значительному увеличению сборов уже в краткосрочной перспективе. Как сообщают «Ведомости», «Домодедово» поднимает сборы за взлетно-посадочные операции на 15%, за авиационную безопасность на 26%, а за терминал — на 27% для ВВЛ и на 43% для МВЛ. В Шереметьево рост сборов составит 12, 3 и 9% соответственно.

Авиакомпания S7, базовый перевозчик Домодедово, подсчитала, что в целом сборы для нее увеличатся примерно на 20%.

Между тем зарегулированные сборы, даже с учетом заложенной в них ежегодной индексации, были для аэропортов убыточными; компенсировать потери от них приходилось за счет неавиационных доходов, доля которых во всех крупных аэропортах России стабильно растет последние несколько лет.

Например, в Пулково (третий по пассажиропотоку аэропорт в России), где сборы будут регулироваться минимум до 2018 года, доля неавиационных доходов в выручке увеличилась с 13% в 2010 году до 24% в 2015 году, а доля авиационных, соответственно, уменьшилась с 87 до 76%. В Шереметьево доля неавиационных доходов составляет 40%.

В Домодедово доля неавиационных доходов составляла по итогам 2014 года 28%; на авиационные — 25% (однако аэропорт под ними понимает именно взлет-посадку, безопасность и терминал, остальное — хендлинг, топливо, бортпитание и пр. считается сопутствующим бизнесом).

Увеличение сборов не должно как-то заметно повлиять на стоимость билетов для пассажиров. Как сообщил FrequentFlyers.ru представитель одного из аэропортов, увеличение сбора за взлетно-посадочные операции на 10% при текущих тарифах приводит к увеличению цены билета для одного пассажира на 5 рублей.

«Средневзвешенный рост тарифов в аэропорту Шереметьево составил 7,4 %, что практически в два раза ниже уровня инфляции. Доля тарифов аэропорта Шереметьево в цене билета, например, авиакомпании “Аэрофлот” составляет около 3%. Рост тарифов в цене билета существенно мал», — прокомментировала Анна Захаренкова, директор дирекции по связям с общественностью Международного аэропорта Шереметьево.

«Если повысить на 3% сбор за обслуживание пассажиров в Домодедово, получится 137 рублей, а не 133. Едва ли эти 4 рубля кто-то заметит в билете за 33 тысячи. Но совершенно понятно, за все это будет платить пассажир», — говорит представитель Aviasales Янис Дзенис.

«Повышение сборов аэропорта Домодедово незначительно скажется на цене авиабилета: рост сборов за взлет-посадку, авиабезопасность и пользование аэровокзалом составит порядка 50 руб. в расчете на одного пассажира.
Доходы, полученные от иностранных авиакомпаний, сборы для которых номинированы в долларах и существенно превышают сборы для российских компаний, во многом помогали Домодедово сдерживать ставки сборов для отечественных перевозчиков. Однако в 2015 году пассажиропоток иностранных авиакомпаний снизился на 17%.
Причинами повышения сборов являются инфляция (в последний раз сборы за пользование аэровокзалом повышались в 2010 году), изменение операционных показателей авиакомпаний, летающих из Домодедово, а также необходимость финансирования инвестиционной программы аэропорта», – прокомментировала пресс-служба Домодедово.

Однако в доле операционных затрат авиакомпании, если изучить финансовую отчетность «Аэрофлота» — крупнейшего российского перевозчика — на аэропортовые сборы, включая наземное обслуживание, приходится 17%. «Безусловно, возрастающие расходы существенно отразятся на экономике авиакомпаний. Мы неоднократно говорили о негативных последствиях решения о дерегулирования тарифов и отсутствии реальной конкуренции между аэропортами», — прокомментировала ситуацию пресс-служба S7.

Между тем главной целью дерегулирования является снятие существующих инфраструктурных ограничений аэропортов. Напомним, вся объекты аэродромной инфраструктуры в России, включая ВПП, перроны, рулежки и т.п. считаются стратегическими, принадлежат государству и строятся за счет бюджетных средств. Однако у государства нет достаточных средств для развития аэродромов, поэтому было решено вместо сдачи в аренду передать аэродромную инфраструктуру в концессию, что позволит частным инвесторам ее развивать. Первоначально планировалось заключить концессионные соглашения в начале 2014 года, однако этот процесс до сих пор откладывался.

Единственным аэропортом в России, работающим по концессии, является Пулково. При этом здесь размер сборов был установлен на 5 лет вперед, что стало своего рода компромиссом между наличием и отсутствием регулирования, однако в текущей экономической ситуации аэропорт страдает от невозможности увеличивать размер сборов.

Views:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *