Горящий «Боинг» в Пунта-Кане: как все было на самом деле

Новостные ленты практически всех без исключения СМИ заполнены сообщениями о героической посадке «Боинга-777» авиакомпании Orenair (R2 554) в Пунта-Кане после пожара двигателя. Мол, самолет чудом избежал катастрофы, пассажиры празднуют новый день рождения и так далее. Впрочем, пассажиры туда изначально и полетели праздновать, а тут очередной повод для пиара.

777

Между тем речь идет не о героизме экипажа, а о вполне рутинной ситуации, предусмотренной инструкцией.

Напомним, экипаж, увидев сообщение о пожаре двигателя, принял решение вернуться в аэропорт вылета и совершил посадку без выработки топлива с превышением посадочной массы, после чего пассажиры были эвакуированы через аварийные выходы. Конечно, не каждый день ты съезжаешь из самолета по трапу, но опасность подобной ситуации сильно преувеличена и раздута СМИ.

Во-первых, пожар двигателя, фиксируемый датчиками, и «горящий самолет» — это совсем разные вещи. Конечно, пожар сам по себе является следствием какой-либо неисправности (например, в проводке, либо утечки топлива), однако и двигатель сделан не из дерева или бумаги и сам по себе в бытовом смысле этого слова гореть не может — горит в первую очередь топливо. При этом двигатель может продолжать работать, создавая тягу, однако в большинстве случаев экипаж при помощи специального пожарного выключателя останавливает двигатель.

Пожарный выключатель — это не просто кран, перекрывающий подачу топлива. При его срабатывании закрываются также клапаны гидравлических насосов и сбрасывается давление в них, размыкаются цепи генераторов и т.п., то есть, неисправный двигатель, по сути, полностью изолируется от других систем самолета.

Рычаги активации огнетушителей двигателей Boeing-777

Селекторы активации огнетушителей двигателей Boeing-777

Не стоит забывать и о наличии на борту штатной системы пожаротушения: в гондолы двигателей при ее активации подается из баллонов хладон, сжатый с помощью азота. Вообще современные двигатели спроектированы так, что даже при серьезной неисправности они неспособны серьезно повредить самолет, то есть, самое неприятное, что может случиться — это, собственно, остановка двигателя.

Баллон с хладоном для пожаротушения Boeing-777

Баллоны с хладоном для пожаротушения двигателей Boeing-777

В полете и последующей посадке на одном двигателе тоже нет никакого чуда и героизма: сертификация ETOPS допускает многочасовой полет в таком режиме, а посадку с отказом даже всех двигателей пилоты регулярно отрабатывают на тренажерах.

Откуда же тогда сообщения про «возгорание шасси»? Дело в том, что взлетная и посадочная масса у самолета значительно различаются: ведь взлетает он всегда с гораздо большим запасом топлива, чем садится. И шасси рассчитано на меньшую массу, иначе пришлось бы делать конструкцию значительно крепче, тяжелее и дороже. Именно поэтому если аварийная посадка происходит вскоре после взлета, самолет долгое время летает кругами в зоне ожидания, вырабатывая «лишнее» топливо. А в «Боинге-777» вообще предусмотрена возможность лишнее топливо слить через специальный клапан, потому что в дальнемагистральном лайнере имеющийся запас пришлось бы вырабатывать слишком долго. Впрочем, и слив происходит не мгновенно.

Слив топлива из баков в крыле на Boeing-777

Слив топлива из баков в крыле

Однако в случае с рейсом Orenair командир принял решение садиться сразу по причине задымления в салоне. Это не значит, что в салоне что-то загорелось — просто воздух в систему кондиционирования поступает от компрессоров двигателей, а если в двигателе пожар и дым — то и в салон попадет дым.

Поэтому посадка произошла с превышением посадочной массы, так что шасси «приняло весь огонь на себя», что и привело к его перегреву.

Хуже всего в этой ситуации повели себя некоторые пассажиры, принявшиеся во время эвакуации доставать свои вещи из багажных полок, несмотря на команды экипажа оставить их на месте. Попытки спасти свой багаж значительно увеличивают время эвакуации, и если бы самолет по-настоящему загорелся, спастись могли бы успеть далеко не все.

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о

156 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгения Сазонова
9 лет назад

Шатилин, пожар в двигателе априори не может быть штатной ситуацией.

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Нештатная — это когда ты не знаешь, что делать.

Евгения Сазонова
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Нештатная ситуация — ситуация, при которой технологический процесс или состояние оборудования выходит за рамки нормального функционирования.

Денис Борушевский
9 лет назад

да, меня как то тоже напрягло единение СМИ в создании образов героев. Там их коллеги в комментариях говорят, что это боинг чуть ли не взлететь может с полной загрузкой на одном двигле, и ребята просто грамотно сделали то, что нужно и предусмотрено инструкцией

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Ну а как тогда сказать применительно к ситуации, когда не на честном слове и на одном крыле, а как и задумано?

Евгения Сазонова
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Согласно инструкции?

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Штатной ситуации, предусмотренной инструкцией.

Евгения Сазонова
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Шатилин, смотри выше, что такое нештатная ситуация.

Евгения Сазонова
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Применимо к случаю в «Оренэйр» — если двигатель перестал нормально функционировать, это нештатная ситуация. Но есть инструкции.

Вел Колдин
9 лет назад

Илья, а что плохого в том, что хвалят пилотов? У нас это уже не принято стало как-то. У нас принято стало только ругать всех и выяснять, кто и что и где накосячил.
А вот это, канеш, шедевр: Хуже всего в этой ситуации повели себя сами пассажиры
так-то мы все раз по пять в таких ситуациях были и знаем как действовать в таких ситуациях. И шока, конечно же, ни у кого не бывает. Подумаешь, горел то не двигатель, а топливо или проводка. Это ж так очевидно для всех 350 человек

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Отказ одного из двигателей на этом типе является штатной ситуацией.

Евгения Сазонова
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Это где написано такое?

Денис Борушевский
9 лет назад

Их не хвалят. Их героизируют, причем немедленно, сразу после посадки и до предварительного расследования инцидента. В S7 прислушались к голосу пиара в ущерб объективности. Может быть пилоты были неправы, что сажали самолет с лишним весом, например (и об этом говорит возгорание шасси), и надо было слить топливо? Один двигатель действительно стандартная ситуация, а они могли погубить весь самолет ошибкой при посадке в практически штатной ситуации.

Денис Борушевский
9 лет назад
Ответить на  Денис Борушевский

Я по любому не специалист в авиатехнике, я специалист в пиаре, и меня напрягло именно скоропалительность в эпитетах.

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Начни с изучения, что такое ETOPS.

Evgeny Kutilov
9 лет назад

такое происходит чуть ли не каждый день — буквально только что самолет United с отказавшим двигателем экстренно сел в Шенноне. ну что, этих пилотов будут делать героями?

Евгения Сазонова
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Так, предположим, я знаю, что это. И дальше что?

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Вел Колдин

С такой логикой нет ничего плохого в том, чтобы хлопать при посадке каждый раз. Не разложились — герои.

Вел Колдин
9 лет назад
Ответить на  Вел Колдин

Илья, ты передергиваешь конкретно.

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Дальше достаточно включить логику. Полет на одном двигателе — штатная ситуация. Аварийная — это возгорание стойки, ну так паксов и эвакуировали поэтому на всякий случай.

Евгения Сазонова
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Епрст, Шатилин )) Ну а чего тогда самолеты на одном двигателе не летают, раз это штатно? ))

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Вел Колдин

Так героизм в чем, в том чтобы вырубить двигатель и включить огнетушитель? Понятно, что пассажирам страшно. Но пассажирам вообще все страшно, а СМИ делают материалы «Как страшно жить» со слов очевидцев, которые от души заливают, как там самолет едва не взорвался в воздухе.

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Почему ж не летают-то? Как раз и летают при отказе второго.

Евгения Сазонова
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Шатилин, ещё раз. Глянь всё-таки, что такое штатная и что такое нештатная ситуация.

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Давай уже у Кочемасов Алексей спросим, пусть рассудит.

Евгения Сазонова
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Ок )

Boris Blade
9 лет назад

разоблачитель героев!

Denis Kalinin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

У роскосмоса две папки — синяя и красная. Одна для штатных нештатных, а вторая — для нештатных нештатных

Евгения Сазонова
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Ты не Кочемасов, а мы его ждем в этой ветке.

Горячев Алексей
9 лет назад

Вы можете все что угодно писать. Когда ты пассажир и с самолетом происходит что-то неоднозначное, то повторюсь это очень неприятно.
Загорелся один двигатель. Нет гарантии, что и второй не остановится или полыхнет… ой дай что тут говорить.
НЕ ДАЙ БОГ НИКОМУ ЛЕТАТЬ С ОТКАЗАВШИМ ДВИЖКОМ В САЛОНЕ САМОЛЕТА. Повторюсь. Проверено на собственной шкуре.

Boris Blade
9 лет назад
Ответить на  Горячев Алексей

мне вообще непонятен сам факт подобных постов, и цель непонятна..

Горячев Алексей
9 лет назад
Ответить на  Горячев Алексей

Пиар.

Boris Blade
9 лет назад
Ответить на  Горячев Алексей

Горячев Алексей голимый

Boris Blade
9 лет назад
Ответить на  Горячев Алексей

диванные иксперды недовольны героизацией летчиков, уж они бы на них месте и до России бы долетели на одном движке…, тьфу)

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Значит можно спокойно лететь -)

Denis Kalinin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Ну вот назначил вам Горячев встречу с икрой на Курской, а потом написал, что ой бля — я на Динамо. Это штатная ситуация.

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Горячев Алексей

Да в большинстве случаев ты и не заметишь отказа, сидя в салоне, эксперт.

Denis Kalinin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

А если назначил на Курской, а потом написал про Домодедово — нештатная.

Горячев Алексей
9 лет назад
Ответить на  Горячев Алексей

Илья Шатилин об этом говорят и готовят пассажиров к аварийной посадке

Евгения Сазонова
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Зашибись сравнения…

Boris Blade
9 лет назад
Ответить на  Горячев Алексей

да куда уж мне) и не услышу ничего и не увижу) я же слепоглухонемой)

Denis Kalinin
9 лет назад
Ответить на  Евгения Сазонова

Ну или так. Год срать аэрофлот а потом летать на нем десятки сегментов за месяц — тоже штатная ггг

Ilja Shatilin
9 лет назад
Ответить на  Горячев Алексей

Горячев Алексей Когда говорят — то конечно.

Boris Blade
9 лет назад
Ответить на  Денис Борушевский

да весь этот пост и статья это грязноватый пиар личного ресурса на горячей теме (ресурс там заботливо указан, если чо)

Boris Blade
9 лет назад
Ответить на  Денис Борушевский

да весь этот пост и статья это грязноватый пиар личного ресурса на горячей теме (ресурс там заботливо указан, если чо)

Горячев Алексей
9 лет назад
Ответить на  Горячев Алексей

Илья Шатилин с одним движком самолет летит совершенно иначе. Многие паксы поняли, что что то не так

Олег Минаев
9 лет назад

у нас реально любят только ругать-обсирать-поливать грязью….и даже этот пост граничит с каким-то обсером — да, что здесь такого/подумаешь…две кнопки нажали….ну, бред — многие пилоты в таких ситуациях впадают в ступор, и потом самолет впадает в штопор….когда тренажеры — всегда в уме есть галочка — тренажеры….а со стороны пассажиров, я вообще молчу….однажды мы развернулись на самолете на котором я летел, ничего не горело и не дымилось — мы просто возвращались назад через 15 минут после взлета — только на земле я узнал, что отказало навигационное оборудование — поверьте, никому не пожелаю оказаться в этой штатно/нештатной ситуацией….давайте, все-таки научимся хвалить….и не только пилотов, а в нашей стране — любых людей, которые честно и правильно делают свою работу!!!

Irina Lobkova
9 лет назад

Я сегодня была в МГТУ ГА, попросила на тренажере создать эту ситуацию, очень интересно. Если не растеряться и правильно нажимать все кнопки, можно 180 минут лететь с одним двигателем преспокойно. На Airbus.)

Aleksei Grichkov
9 лет назад
Ответить на  Денис Борушевский

А слить топливо, это как? Может всё таки выработать?

Aleksei Grichkov
9 лет назад
Ответить на  Irina Lobkova

Конечно можно, но только если откажет и второй, то лететь уже будет недолго( Поэтому в авиации всё резервируется, для надёжности!!!