Спят усталые тренажеры…

Обычно многолюдное в течение учебного года здание тренажерного центра СПбГУГА нынче отдыхает: лето, каникулы. Кабины Airbus А320, Boeing737, Diamond, Cessna и даже Як-40 и Ан-26, где тренируются будущие, действующие и проходящие переобучение лётчики,готовы принять нас без очереди.

В коридорах тренажёрного центра тихо и пустынно. Жизнь есть только за дверями с заманчивыми названиями вроде «Лаборатория аэронавигации. Макет кабины экипажа самолёта Airbus A320», где работают инженеры, которые приводят тренажеры в чувства после учебного года. Эйрбас, принявший нас первым, при запуске тут же продемонстрировал отказ одного из двигателей. «Налетали тут студенты, вечно что-нибудь не выключат за собой», – пояснил сотрудник тренажерного центра. Преодолев неприятность перезагрузкой, мы заняли исполнительный.

Подпись: если сильно придираться к реалистичности, можно идентифицировать и вертикальные полоски на экране, и отметить некоторую резкость отклика этого тренажера на движение сайдстиком. Возможно, дело в тех же студентах. 

Если сильно придираться к реалистичности, можно идентифицировать и вертикальные полоски на экране, и отметить некоторую резкость отклика этого тренажера на движение сайдстиком. Возможно, дело в тех же студентах.

Эйрбас в конце июня, пожалуй, самый ленивый из тренажёров: запрограммировал маршрут, курс, включил автопилот и наслаждайся. Но в течение учебного года вряд ли кто-то сидит в этих креслах с такими расслабленными лицами.

 

Автопилот выполняет разворот, девушки радуются.

Автопилот выполняет разворот, девушки радуются.

Однако будущему пилоту попасть в такую кабину можно далеко не сразу. Сначала студенты занимаются в классах, где их учат понимать приборы. В таких классах совершенно необязательна реалистичность обстановки и шикарная графика, главное – разобраться в цифрах и стрелках. «Собрать стрелки в кучу», как здесь говорят.

 

Один из учебных классов, здесь как бы Cessna 172

Один из учебных классов, здесь как бы Cessna 172

Обучение навигации на Cessna

Обучение навигации на Cessna

Класс, где учат отработке процедур на самолёте Boeing 737, выглядит внушительнее. Специально для нас сейчас зажгут экраны.

 

«Процедурник» Boeing 737

«Процедурник» Boeing 737

Здесь имитация приборов выполнена на экранах, касание пальцем – и ты уже прибираешь обороты двигателя или, например, включаешь посадочные огни. На средней панели вы можете увидеть как будто лист бумаги, приклеенный скотчем: это памятка перевода метров в футы. Выглядит натуральнее всего.

 

Не метры, а футы, не км/ч, а узлы – к этому приучают с самого начала. 

Не метры, а футы, не км/ч, а узлы – к этому приучают с самого начала.

«Настоящий Боинг» в Центре тоже есть. Кабина 737NG в момент нашего появления проходила обслуживание, и в выключенном состоянии выглядела намного сиротливее кабины Airbus.Но мы же помним главное о Боингах: у них есть штурвалы. А колёсико по левую руку от КВС – это для управления рулением на земле.

Boeing 737NG отдыхает. 

Boeing 737NG отдыхает.

По ходу нашей экскурсии возник вопрос: осталась ли в Центре какая-нибудь «старина» – «аннушка», «туполь»… Частично – да, но, например, Ан-2 и  Як-18 потеряли свою актуальность, их тренажеры больше не работают.  По пути к оставшимся в живых и, хотя крайне редко, но всё же эксплуатируемых в наше время Як-40 и Ан-26, мы подглядели в пару комнат, где обстановка отсылала к книге «Понедельник начинается в субботу».

Мощная вычислительная техника эпохи СССР.

Мощная вычислительная техника эпохи СССР.

Да, и это тоже – компьютеры! 

Да, и это тоже – компьютеры!

Тук-тук, можно? Из-за двери раздаётся «Да». За кабинет, где стоит тренажер Ан-26, также отвечает отдельный специалист. Он рассказывает, что, пусть и редко, но на этот тип воздушного судна приходят переучиваться. Вообще эта машина до сих пор вполне себе в строю, и из 1403 когда-либо произведенных единиц только в нашей стране до сих эксплуатируется 28 самолётов (Википедия).  В кабине всё очень серьёзно. Настоящие приборы и управление с имитацией настоящих нагрузок на управление.

Тёплый, ламповый, брутальный. И запах в кабине – ТОТ САМЫЙ.

Тёплый, ламповый, брутальный. И запах в кабине – ТОТ САМЫЙ.

Не менее впечатляюще выглядит и кабина Як-40. Эргономика штурвалов, мягко говоря, далека от понятия «удобный» или «приятный». И всё-таки они вертятся – время от времени приходят заявки на обучение.

Ощущения те же: тёплый, ламповый, брутальный. И запах в кабине, конечно, также ТОТ САМЫЙ. И тот же немой вопрос в голове: ну как, КАК на этом летали?

Ощущения те же: тёплый, ламповый, брутальный. И запах в кабине, конечно, также ТОТ САМЫЙ. И тот же немой вопрос в голове: ну как, КАК на этом летали?

После исторического погружения, казалось, больше впечатлений не влезет. Но тут случилось погружение физическое: нас приняла кабина двухмоторного Diamond-42NG, сверху закрылся фонарь, перед глазами возникла полоса и неотвратимость полёта вдвоём, на теоретических знаниях начального уровня: сильно не крениться, скорость и высоту блюсти первым делом. Голос инструктора откуда-то сзади, посмеиваясь, периодически  подсказывал: «Вон справа ручечка такая на панели, прям на тебя смотрит, давай тяни её». Реалистичность полёта по ощущениям составила 99%.

Нервная женская посадка случилась «с козлом» и позорным выкатом с полосы на траву. 

Нервная женская посадка случилась «с козлом» и позорным выкатом с полосы на траву.

Больше 99% может быть только 100%, и этой цифры ГУГА достигнет уже в новом учебном году. В одном из кабинетов сейчас проходит монтаж тренажёров с коллиматорными экранами, которые максимально «оживляют» картинку перед глазами за счёт эффекта зеркала.

Коллиматорные экраны: куда твоя голова – туда и картинка. Правда, говорят, что после нескольких часов за таким экраном голова начинает раскалываться.

Коллиматорные экраны: куда твоя голова – туда и картинка. Правда, говорят, что после нескольких часов за таким экраном голова начинает раскалываться.

Разумеется, мы видели далеко не всё, и вряд ли следующим летом обстановка в тренажёрном центре останется такой же, как в июне 2015-го. Появится что-то новое, демонтируют что-то старое, и это естественный ход вещей. Тем ценнее данный момент времени, когда старая советская лётная школа ещё не полностью уступила современным неизбежным изменениям и в обучении, и в сознании следующего поколения лётчиков.

Текст: Марианна Янкова

Фото: Людмила Крылова

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии