«Пулково» состыкует нестыкуемое

Санкт-Петербургский аэропорт «Пулково» готовится запустить программу под кодовым названием М2, в рамках которой будет организовывать взаимные стыковки для рейсов любых пар авиакомпаний. В первую очередь это будет рассчитано на авиакомпании, не имеющие друг с другом кодшеринговых и интерлайн-соглашений.

Зачем это нужно

Преимуществ для пассажира у этой схемы три.

Во-первых, он покупает единый билет из пункта вылета в пункт назначения, что в большинстве случаев окажется дешевле, чем приобретать два разных билета разных авиакомпаний, осуществляя составное бронирование.

Во-вторых, при пересадке ему не нужно получать багаж и снова сдавать его на следующем сегменте полета: это гораздо удобнее, а также сокращает минимально допустимое время пересадки. Оно, кстати, могло бы быть еще меньше: но в Пулково разделены потоки прилетающих и вылетающих пассажиров, и для пересадки, например, между внутренними рейсами придется совершить большой «круг почета» почти до выхода в город и обратно. Правда, будет ли багаж трансферным, зависит не только от аэропорта, который предоставляет такую возможность с технической точки зрения, но и от того, как он оформлен в аэропорту вылета: во многих случаях сквозную регистрацию багажа просто не смогут оформить.

В-третьих, пассажир не берет на себя риски по отмене или задержке одного из рейсов. При составном бронировании в этом случае последующие сегменты бы чаще всего «сгорали», и для минимизации рисков пассажирам приходилось бы покупать билеты с большим запасом времени на пересадку и потом долго сидеть в аэропорту; в данной ситуации такой проблемы не будет — опоздавшего отправят следующим рейсом, разместят в гостинице и т.п. за счет авиакомпании, которая отменила или задержала рейс.

Авиакомпаниям такая схема позволит получить дополнительный пассажиропоток и увеличить загрузку кресел на обоих сегментах: как до Санкт-Петербурга, так и из Санкт-Петербурга далее, при этом могут появиться новые трансферные маршруты между регионами России, в страны СНГ и дальнее зарубежье – раньше они были доступны только через аэропорты МАУ. Многие региональные авиаперевозчики без трансферных возможностей могут рассчитывать только на весьма ограниченный O&D-трафик. В настоящее время в Пулково летает лишь одна авиакомпания, которая в состоянии реализовать трансферы самостоятельно: это «Россия», которая в этом отношении имеет внутреннюю конкуренцию с материнским «Аэрофлотом», стратегия которого подразумевает использование только одного хаба — московского «Шереметьево».

Региональные авиакомпании используют подобные схемы реализации трансферных билетов через аэропорты «Домодедово» и «Кольцово» (Екатеринбург), однако первый хронически перегружен и некомфортен для пассажиров, а местоположение второго не очень удобно для рейсов по европейской части России и в западную Европу, где сосредоточен основной пассажиропоток.

Как это работает

Оформляются такие билеты через специального интегратора — Транспортную клиринговую палату. ТКП учреждена авиакомпаниями России и стран СНГ с главной целью обеспечения расчетов по выручке между агентствами и авиаперевозчиками.

Являясь исполнительным органом управления в Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ), ТКП заключает стандартные договоры с агентствами и авиакомпаниями (перевозчиками), а также другие договоры и соглашения для обеспечения выполнения своих функций.

Билеты разных авиакомпаний, продаваемые через ТКП, все равно являются раздельными (т.е. с разными номерами), но формально объединены в один. Такие объединенные билеты выгружаются в российскую авиационную распределительную систему резервирования «Сирена-Трэвел», из которой, в свою очередь, они доступны для тревел-агентств и поисковиков. Чтобы такие билеты появились в “Сирене”, авиакомпании формируют специальные участковые тарифы, аэропорт объединяет их трансферные маршруты и регистрирует их в Центре расписания и тарифов (ЦРТ) – структурном подразделении ТКП.

В настоящее время «Пулково» готовится объявить конкурс для агентов, которые будут продавать такие стыковочные авиабилеты.

Куда полетим?

Заинтересованность в программе М2 уже выразили такие авиакомпании, как «Руслайн» (особенно после того, как государство увеличило объемы субсидирования региональных авиаперевозок), велись также переговоры с «Уральскими авиалиниями» и «Россией», которая обслуживает наибольшее количество направлений из Пулково.

Поскольку членами ТКП являются в основном российские авиакомпании (а также компании из стран СНГ и специфические перевозчики типа Atlasjet и Pegasus, хотя есть и несколько более серьезных игроков вроде Finnair, Korean Air или Air Berlin), то крупных иностранных авиаперевозчиков привлечь в программу вряд ли удастся; к тому же, для них такая схема в диковинку — они предпочитают использовать код-шер и интерлайн-соглашения, которые с мелкими российскими региональными перевозчиками заключать не торопятся в силу очевидных причин.

«Думаю, что стыковки в Пулково будут интересны с точки зрения соединения городов с российским Югом, странами СНГ (тем же Киевом и Минском), плюс в меньшей степени, но все же, популярными туристическими направлениями (Турция, Таиланд). Конечно, большая часть таких поездок – внутренние линии», — комментирует Янис Дзенис, эксперт поисковика Aviasales.

А взлетит ли?

Участники рынка в целом приветствуют инициативу, поскольку она позволит развиваться маленьким авиакомпаниям, однако предостерегают о возможных рисках. Во-первых, у небольших игроков больше шансов задержки или отмены рейсов из-за скромных размеров авиапарков и отсутствия достаточного количества резервных бортов. Во-вторых, не очень понятны механизмы разделения ответственности за эти задержки и отмены, потерянный багаж и т.п.; а в-третьих, сам аэровокзальный комплекс «Пулково» в текущем состоянии не проектировался для обслуживания сколь-либо значимого трансферного пассажиропотока. В-четвертых, системой «Сирена» пользуются далеко не все агентства, впрочем, в регионах она часто является единственной доступной для билетных касс.

Илья Шатилин

Views:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *