Апгрейд в бизнес-класс: миф или реальность?

Периодически те или иные пассажиры рассказывают другим о том, как их с билетами в экономический класс внезапно пересадили в бизнес и они летели как короли. Чем-то это напоминает русские народные сказки, где какой-нибудь Емеля сидел себе на печи, а потом — раз, печь превратилась в Boeing-777 и полетела в Доминикану.

Так все же, сказки это или нет?

Недавно Aviasales провели исследование, опросив 1000 российских и зарубежных бортпроводников, сотрудников стоек регистрации и прочий авиаперсонал, работающий с пассажирами. Оказалось, что почти четверо из пяти, 78%, готовы пересадить пассажира в бизнес-класс, если он этого попросит. Как показывает исследование, 14% готовы выполнить вежливо и корректно сформулированную просьбу, 7% пересадят вас, если что-то пошло не так (например, кресло сломано или мультимедийная система не работает), а 3% — если вы будете плохо себя чувствовать.

Казалось бы, зачем тогда просить, если вероятность успеха невелика? Все дело в том, КТО просит: если это часто летающий пассажир с картой элитного уровня, то его готовы порадовать 71% опрошенных сотрудников.

Однако не стоит воспринимать результаты этого опроса как повод нагло плюхнуться в кресло 1А, задрать ноги на перегородку и начать громко разговаривать по телефону. Бесплатный апгрейд в бизнес-класс, то есть, повышение класса обслуживания (ибо за деньги и за мили официально его купить много ума не надо) возможен, как правило, при овербукинге: если в салоне экономического класса полно места, то шансы полететь бизнес-классом стремятся к нулю.

Овербукинг, напомним, это ситуация, при которой авиакомпания оформила на рейс больше билетов, чем есть кресел в самолете. Во-первых, это может быть сделано специально: существует статистика неявки и возврата билетов, поэтому их зачастую продается чуть больше в расчете на то, что кто-то не полетит и тогда места хватит как раз всем — это экономически эффективнее, чем продавать билеты без овербукинга и потом возить воздух на свободных местах. Соответстенно, если опоздавших, неявившихся или сдавших билеты оказалось слишком мало, получается овербукинг.

Кстати, бывает интересная ситуация, когда в экономе овербукинг, а в бизнес-класс не продано ни одного билета. В этом случае салон бизнес-класса может быть доступен даже при онлайн-регистрации, то есть, заветное кресло вы выберете сами, сидя дома. Правда, в этом случае не стоит рассчитывать ни на бизнес-зал, ни на усиленное питание: обслуживать вас будут как в «экономе» с разницей только в виде более удобного кресла.

Вторая ситуация — это когда борт по каким-то причинам заменяют на менее вместительный, чем планировалось. И третий вариант — это когда отменяется более ранний рейс либо опаздывает стыковочный, и тогда «лишние» пассажиры рассовываются по другим рейсам, вызывая овербукинг.

Так вот, при овербукинге, как правило, пассажиров апгрейдят автоматически. Приоритет, конечно, у элитных уровней: сначала у золотых, потом у серебряных, а также у тех, чей билет в «эконом» оказался дороже самого дешевого билета в бизнес-класс (такое может быть совершенно запросто). Однако, как говорится, за спрос денег не берут — зная, что есть овербукинг, можно попросить проапгрейдить вас либо на стойке регистрации, либо уже возле гейта: все зависит от конкретного аэропорта. В любом случае нужно сначала идти на стойку регистрации, а затем уже, возможно, к гейту.

Это имеет смысл делать и самым-самым золотым пассажирам: на популярных направлениях таких, как вы, может быть достаточно много, и не факт, что автоматически выберут именно вас. Меньше всего шансов на автоматический апгрейд имеют те, кто уже выбрал места повышенной комфортности у аварийного выхода (если у авиакомпании есть услуга выбора этих мест на каких-то специальных условиях, а не просто так — то есть, за деньги или за статус). Больше всего шансов у тех, кто находится в начале списка пассажиров, то есть, зарегистрировался на рейс раньше других.

Как же узнать об овербукинге? Надежнее всего спросить на стойке регистрации, нет ли овербукинга — хотя, конечно же, сотрудники на стойках не обязаны вам об этом говорить. Косвенно можно судить о количестве свободных мест, посмотрев перед окончанием регистрации план салона в сервисе SeatAlerts, хотя в нем данные могут отображаться с некоторой задержкой. Но если и там салон уже полный — можно попробовать.

Еще один способ узнать об овербукинге — это попытаться купить билеты на ваш рейс на сайте авиакомпании. Если «эконома» нет, а остался один «бизнес», можете начинать радостно потирать ладошки и покупать для телефона специальный селфи-объектив 🙂

Однако все же всегда помните, что апгрейд — это не закономерность, а удачное стечение обстоятельств и везение; с билетом эконом-класса ни при каких обстоятельствах вас не обязаны сажать в бизнес. А порой и «бизнесменов» даунгрейдят в эконом, так что будьте скромнее.

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

7 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Аня
Аня
10 лет назад

По возможности попробую, вдруг получится 🙂 Хоть по чистой случайности смогу слетать в бизнес классе 🙂

sysdownner
sysdownner
10 лет назад

Скажите, а если я полечу с ребенком, это является основанием для того, чтобы при наличии свободных мест в бизнес классе пересадить на в него? Или на детей сейчас никто не обращает внимание?

Frequentflyers
Frequentflyers
10 лет назад
Ответить на  sysdownner

Скорее с детьми, наоборот, не апгрейднут, т.к. ребенок, если маленький, то может шуметь и беспокоить важных пассажиров, а если большой — то это уже пассажир с отдельным местом и вряд ли он имеет элитный статус, да и вообще апгрейд группами — редкость.

foralina7
foralina7
10 лет назад

Никогда не просила, чтобы меня пересадили в бизнес класс..

Натали
Натали
8 лет назад

Буквально на днях, была везунчиком и летела в бизнес классе с бизнес обслуживанием по билету эконом )))))

Gre
Gre
6 лет назад

Маленький, но очень важный нюанс — в первую очередь апгрейд при овербукинге получат служебные пассажиры, которые есть на 99% рейсов (100% на дальних).

Анна
Анна
5 лет назад

Меня пересаживали в бизнес класс пару раз при наличии на руках билета, тариф которого предполагает возможность апгрейда, но это за мили, ну и может еще серебряная карта помогла. Даже с питанием повезло)) При дальнемагистральном ночном рейсе очень выручило. А с бюджетным тарифом билета как-то стесняюсь спрашивать. А еще, бизнес класса Аэрофлота достойный, но сейчас у нас на Дальний Восток летает в основном а/к Россия, как правило, команда на борту хорошая, а вот классы существенно отличаются.