Что делать, когда потерялся багаж?

Да-да, постановка вопроса именно такая: не «что делать, если потерялся багаж», а именно «когда потерялся багаж», потому что любой часто летающий пассажир просто по законам теории вероятности когда-нибудь с потерей багажа обязательно сталкивается. Правда, обычно все-таки он сталкивается не с потерей, а с задержкой багажа: потерянным считается безвозвратно утраченный багаж, который не удалось найти за 3 недели, и это крайне редкая ситуация: в 99,98% случаев вы свой багаж получите – только не сейчас, а…

Не обнаружив свой любимый чемодан на багажной карусели (именно так правильно называется механизм, на котором багаж разъезжает по кругу – это не лента и не транспортер), в первую очередь проверьте, а должен ли он там быть? Посмотрите в багажную бирку, которая почти всегда приклеивается к корешку посадочного талона с обратной стороны – надеемся, вы не оставили эту «теперь уже не нужную бумажку» в кармашке кресла – в ней будет указано, в каком именно аэропорту будет выдан ваш багаж. При прямых рейсах, конечно, все понятно и так, а вот при пересадочных возможны варианты. Например, при международных рейсах в российские регионы с пересадкой в Москве ситуация зависит от направления вылета и авиакомпании: в одних случаях требуется, сойдя с рейса «Заграница-Москва», получить багаж, пройти таможенный контроль и снова сдать его на рейс «Москва-Домой», в других случаях багаж отправляется сразу домой. Не доверяйте привычкам, если вы раньше всегда получали багаж в Москве: тот же «Аэрофлот» постепенно расширяет список международных направлений со сквозной регистрацией багажа. Впрочем, никто не мешает вам при вылете попросить отправить багаж не до конечного пункта – например, чтобы при пересадке убрать в чемодан бутылки из duty-free. При вылетах в США багаж всегда нужно получать в первом аэропорту приземления; при полетах дискаунтерами и вообще рейсами с составным бронированием багаж тоже нужно получать в пунктах пересадки.

lost_found_queue

 

Но, допустим, багаж должен быть здесь и сейчас, а его нет. Паниковать не нужно, а нужно идти к стойке «Розыск багажа» (Lost&Found), которая чаще всего находится в зоне выдачи. Если ее нет – в зале обязательно дежурит представитель авиакомпании, аэропорта или еще кто-то, к кому вы сможете обратиться.

Дальше происходит заполнение заявки, которая называется Property Irregularity Report и содержит данные о вашем багаже, а именно, номер лота, номера рейсов, ваши контактные данные и приметы багажа; тут же присваивается номер, по которому вы в дальнейшем будете обращаться за вашим багажом. Очень часто прямо на стойке через онлайн-систему World Tracer оператор посмотрит, где находится ваш багаж, и даже сообщит расчетное время прибытия (т.к. будет известен номер рейса, которым он прилетит). Референсный номер всегда состоит из трех букв кода ИАТА аэропорта назначения, а затем идет код авиакомпании и 5 цифр, причем это не те цифры с багажной бирки, которые у вас есть. Например, прилетев в «Домодедово» рейсом «Трансаэро», нужно будет вводить что-то типа DMEUN12345.

PIR

Имея на руках Property Irregularity Report, можно смело ехать домой или в гостиницу и ждать, когда вам перезвонят. В России, правда, вам никто особенно названивать не будет, принцип «Вас много, а я одна» предполагает, что пассажир сам побеспокоится о своем багаже, дозвонится, а затем приедет в аэропорт сам, чтобы его забрать. Между тем привезти багаж вам должны бесплатно, и его даже привезут до двери, вот только вам придется для этого целый день сидеть дома, ибо конкретных временных интервалов доставки вам никто не укажет, сославшись на «большую загруженность курьеров», а курьер может запросто заявиться и в двенадцатом часу ночи. За рубежом отношение к клиенту обычно немного более гуманное.

Property Irregularity Report – это, однако, еще не претензия. Претензию вам нужно будет оформить в адрес авиакомпании, если багаж все-таки окажется утерянным, а не задержанным. Несмотря на то, что теряется или крадется багаж все же не самой авиакомпанией, а аэропортовыми службами, отвечает за него именно авиаперевозчик, причем тот, который вас перевозил на последнем сегменте: договор перевозки, покупая билет, вы же заключали с ним, а не с аэропортом.

World Tracerwt_details

 

Несмотря на то, что World Tracer будет следить за вашим багажом еще в течение 100 дней, через 21 день можно смело требовать у авиакомпании компенсацию. Она по международной Варшавской конвенции составляет не более 600 рублей/$20 за килограмм веса, так что если в чемодане были грязные носки, рваные джинсы да поеденное молью пальто, то вы еще окажетесь и в наваре. А вот при возвращении из шоппинг-тура по какому-нибудь Милану, лучше оформить багаж с объявленной ценностью – это будет дороже (в зависимости от размера этой самой ценности), но зато и компенсация составит до $5000. Учтите – такой багаж может быть дополнительно промаркирован и привлечь внимание таможенников.

Кроме того, большинство зарубежных стран (США, Канада, Евросоюз, всего 105, включая Украину, но не Россию) ратифицировали Монреальскую конвенцию – по ней можно получить примерно до $1500 компенсации, но при наличии доказательств того, что ваши вещи стоят именно столько (потребуются чеки).

А вот за задержку никакими конвенциями компенсации не предусмотрены, и их выплата – это инициатива авиакомпании. В России, опять же, можно об этом забыть, а вот многие зарубежные перевозчики охотно компенсируют затраты на предметы первой необходимости (зубная щетка, паста, свежее белье и т.п.) в разумных пределах согласно чекам. Впрочем, как нам рассказали в “Аэрофлоте”, если вы не являетесь резидентом той страны, где вынуждены находиться без багажа, то предполагается выплата 100$ на приобретение предметов первой необходимости (при наличии чеков), от суммы превышающей 100$ отнимается 50%, транспортные услуги оплачиваются полностью. По России же выплачивается штраф за каждый час просрочки в доставке багажа, согласно 120 ст. Воздушного кодекса РФ, из расчета 25 рублей за час. Плюс транспортные расходы. Дополнительные расходы рассматриваются в индивидуальном порядке, в зависимости от конкретных обстоятельств.

Что же нужно сдать в багаж, чтобы обеспечить себе максимальные неудобства при его утере или задержке и как увеличить шансы утери и задержки, мы обещали рассказать на следующий день и таки рассказали.

Илья Шатилин

Views:

12 comments for “Что делать, когда потерялся багаж?

  1. Anton Nekhaenko
    05/03/2014 at 13:20

    Концовочка збс

  2. Руслан
    05/08/2014 at 02:42

    если эти пять цифр не те цифры которые на багажной бирке, то какие это цифры? где их посмотреть?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *