В России заработал свой Flightradar

В России готовится к коммерческому запуску импортозамещённый сервис для отслеживания самолётов в реальном времени, который сможет заменить популярный FlightRadar24, принадлежащий шведской компании. «Авиарадар» с конца 2023 года находится в бета-версии, сейчас сервис обеспечивает покрытие небольшой зоны в европейской части России и отображает единичные рейсы.

Бизнес-модель тут такая же, как у Flightradar: всем желающим рассылают приёмники, которые принимают сигналы с транспондеров ADS-B (АЗН-В), установленных на большинстве самолётов, и передают их через интернет на сервера «Авиарадара». Приёмник прост и дёшев: он представляет собой собственно радиочасть, блок GPS для синхронизации времени (это позволяет вычислять местоположение самолёта по данным с нескольких приёмников, даже если тот не транслирует координаты, а передаёт только высоту), и микроконтроллер STM32 для обработки потока данных и передачи их на компьютер. Держать постоянно включённым десктоп не нужно, поддерживаются одноплатные компьютеры типа Raspberry, Orange и т.п. При этом сервис совместим с приёмниками конкурентов, так что энтузиасты, уже работающие с Flightradar24 и другими сервисами, смогут работать и с «Авиарадаром».

В перспективе также рассматривается возможность установки приёмников на микроспутники, что позволит принимать сигналы и над океаном или большими незаселёнными пространствами. Такую технологию уже тестировал RadarBox, правда, пока без особого успеха, потому что не получалось передавать данные со спутника в режиме реального времени, а задержка в 15 минут слишком велика для какого-то полезного использования данных. Однако в ряде стран, например, в Канаде, уже используется спутниковое АЗН-В: те же сигналы от передатчиков на самолётах принимаются не наземными приёмниками, а спутниками Iridium NEXT, и уже оттуда – на землю в службы УВД.

Пока можно сказать, что сервис в принципе работоспособен, однако множество «багов» ещё предстоит исправить: приёмников, которые можно установить, нажать кнопку и забыть, не существует, плату каждый энтузиаст сам прикручивает к какому-то компьютеру, настраивает Linux-софт и т.п., так что это сервис для продвинутых в IT и электронике людей. Ещё одна проблема, которую требуется решить – это обработка данных с большого количества приёмников и приёмников с большими зонами охвата. Так, оборудование с мощными антеннами, «слышащими» в радиусе 400 км, генерирует на несколько порядков больше данных по сравнению с маленькими «балконными» устройствами, а для обработки требуется намного больше ресурсов. В общем, это не проблема, а расходы – но поскольку сервис разрабатывается энтузиастами-стартаперами из Пензы, то нельзя просто так взять и масштабировать проект. Кроме того, нужно найти инвестора, который его в итоге приобретёт, вроде того же 2ГИС, на картоснове которого сейчас работает веб-интерфейс.

Монетизация, видимо, планируется за счёт b2b-сегмента: на freemium-модели с продажей подписки частным пользователям сервис, работающий только в России, много не заработает. Однако авиакомпании и аэропорты используют Flightradar с бизнес-подписками для мониторинга своего и чужого флота, сбора больших данных для анализа маршрутов, показателей пунктуальности и т.п.

Волонтёрам, в свою очередь, предлагают расширенную статистику, непрерывный доступ к онлайн-карте и более подробную информацию о полёте: вертикальную скорость, код транспондера, температуру за бортом и т.д. – то, что обычно входит в платные пакеты (которых пока нет, ведь коммерческая эксплуатация не началась).

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

2 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр
Александр
16 часов назад

Где ссылка на вход? Вот это наше работает уже кучу лет https://rivc-radar.ru/