Гиперзвуковому самолёту придумали двигатели

Американский стартап Venus Aerospace разработал двигатели, которые предлагается использовать на гиперзвуковых самолётах. Гиперзвуковые самолёты смогут летать ещё быстрее, чем сверхзвуковые: как утверждают разработчики, крейсерская скорость составит 4 Маха, а максимальная – 6М (то есть, в 6 раз выше скорости звука). Для сравнения, обычные дозвуковые самолёты летают со скоростью порядка 0,8М.

Разработанные двигатели относятся к категории прямоточных воздушно-реактивных. В них вся тяга создаётся реактивной струёй. Вообще ПВРД были изобретены ещё более ста лет назад, однако применялись в основном на крылатых ракетах. Дело в том, что у ПВРД есть один серьёзный недостаток: он практически неработоспособен на низких скоростях полёта. То есть, сначала летательный аппарат нужно разогнать при помощи другого двигателя, а уже потом ускорять его до сверх- и гиперзвуковых скоростей при помощи ПВРД.

Однако одна из представленных силовых установок называется ротационным детонационным ракетным двигателем. Нет, в нём нет вращающихся частей, как можно было бы предположить из названия. Принцип действия похож на ПВРД, тяга здесь создаётся за счёт самоподдерживающейся ударной волны, вызванной детонационным горением в кольцевой камере сгорания. Такой двигатель работает и на малых скоростях. Этот двигатель уже был испытан на БПЛА, правда, пока только на дозвуковых скоростях (0,9 М), однако компания разрабатывает концепцию гражданского гиперзвукового самолёта с этим двигателем. Проект называется Stargazer M400.

Пока, правда, непонятно, будет ли этот самолёт пассажирским или грузовым – тут тоже очень много вопросов. Пассажирам быстро ускоряться до гиперзвука будет некомфортно, да и поддерживать температуру и давление в кабине во время полётах в стратосфере сложно и дорого, а летать на обычных для гражданской авиации 10 тысячах метрах на таких скоростях нереально из-за слишком высокой плотности воздуха.

Грузов же, которые нужно было бы доставлять так быстро, в мире может быть недостаточно для окупаемости гиперзвуковых перевозок. Так что военное применение в виде гиперзвуковых БПЛА куда более реалистично. Впрочем, пока и у ротационного двигателя много проблем, главная из которых – эффективная система охлаждения, пригодная для продолжительного полёта.

Илья Шатилин

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии