Старый самолёт полосы не портит: как эксплуатанты возрастных машин получили преимущество

Эксплуатанты узкофюзеляжных самолётов предыдущих поколений получили неожиданное конкурентное преимущество по сравнению с теми авиакомпаниями, которые поспешили сделать ставку на A320neo и B737 MAX. Как пишет Flightglobal, первые демонстрируют гораздо более оптимистичные финансовые результаты, в то время как большинство вторых испытывают, мягко говоря, трудности.

Проблема в том, что новые семейства воздушных судов оказались «сырыми»: несколько лет не летали «Максы», а сейчас большие трудности испытывают эксплуатанты A320neo – например, на этой неделе Pratt&Whitney отозвала 1200 двигателей семейства PW1000G, а до этого многие самолёты с этими двигателями на несколько месяцев вставали под забор из-за дефицита подменных двигателей на время техобслуживания и запчастей для этого самого техобслуживания.

При этом «старые», вернее, «проверенные временем» A320ceo и B737NG продолжают без проблем летать – даже в России, обложенной санкциями, с запчастями к этим машинам проблем нет. Да, новые самолёты более экономичны и расходуют на 15-20% меньше топлива. Однако, во-первых, доля топлива в себестоимости перевозки составляет лишь порядка 20-25%. На Западе оно в последние несколько месяцев дешевело. А в России, например, и вовсе работает «топливный демпфер» – компенсации из госбюджета в том случае, если керосин дорожает (например, из-за роста цен на нефть или девальвации рубля) выше фиксированного порога, тогда государство субсидирует разницу.

«Летаем и слава богу»

Во-вторых, неважно, насколько экономичен новый самолёт – пусть он вообще питается хоть святым духом. Какая разница, если он простаивает и не перевозит пассажиров, а просто генерирует убытки самим фактом своего существования? А это не только лизинговые платежи, но и хранение, и зарплаты «лишних» экипажей, и т.п.

Финансовый директор Finnair Кристиан Пуллола в ходе объявления финитогов за 2 квартал 2023 года, например, прямо заявил, что авиакомпания подождёт, пока новые технологии станут отработанными, и только после этого будет заказывать новый узкофюзеляжный флот: сейчас средний возраст узкофюзеляжных судов перевозчика превышает 20 лет. При этом ресурс тех же A320ceo может продлеваться до 30-35 лет. Кстати, в минувшем квартале авиакомпания вновь вернулась к прибыльности, несмотря на закрытие воздушного пространства России: модель перевозок между Европой и Азией больше не работает, часть дальнемагистральных машин сдали в мокрый лизинг, зато видавшие виды A320ceo успешно летают по Европе, в то время как у конкурентов простаивают A320neo.

А те, кто выбрал «Боинги», страдают из-за задержек сроков поставок заказанных машин: на это жалуется, например, Ryanair. По прогнозам О’Лири, ситуация продлится как минимум до середины 2024 года. Сейчас же получается, что билеты проданы, а провозных ёмкостей под эти рейсы нет.

Что касается российских авиакомпаний, то у нас 43 A320neo, из них 31 машина с PW1000G у S7 Airlines и 20 A321neo, из них 8 с PW1000G у S7. Также было два Boeing 737 MAX 8 (оба у S7), их после долгого простоя и невозможности повторной сертификации вернули лизингодателю.

A320neo

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии