Ушла эпоха: выпущен последний Boeing 747

Сегодня, 7 декабря 2022 года (а по американскому времени ещё 6 декабря) на заводе в Эверетте (аэродром Пэйн Филд) выпущен последний, 1574-й по счёту самолёт семейства Boeing 747 с серийным номером 67150 и временной регистрацией N863GT. Уже в январе борт передадут грузовой авиакомпании Atlas Air.

Первый же Boeing 747 получила авиакомпания Pan American 53 года назад, в январе 1970-го. Сборка самолётов началась в сентябре 1968-го, а первый полёт состоялся в феврале 1969-го. Тогда самолёт, способный перевозить аж до 524 пассажиров, казался чудом: он был вдвое больше узкофюзеляжного «Боинга 707», основной машины на дальнемагистральных направлениях западных авиакомпаний в 1960-е годы. Первый серийный широкофюзеляжный самолёт давал совершенно новое ощущение простора и комфорта, и в течение 37 лет, до появления Airbus A380, он был самым вместительным пассажирским самолётом в мире.

Спрос на Boeing 747 снизился в середине девяностых, когда началось производство значительно более экономичного двухдвигательного Boeing 777, а к середине десятых годов он и вовсе иссяк. Так, по состоянию на 1993 год у Boeing было чуть более 1000 заказов на B747 (включая построенные), а к 2014 было построено более 1500 машин, то есть, за первые 20 лет в два раза больше, чем в последующие 20, а за последние 8 лет – всего несколько десятков самолётов. Решение об остановке производства приняли в 2020 году на фоне пандемии – тогда авиакомпании первым делом начали выводить Boeing 747 из эксплуатации, а новых заказов уже не было.

Но, конечно, «горбатые» ещё долго полетают. Во-первых, как грузовики (изначально самолёт и проектировался как грузовой). Во-вторых, есть и пассажирские рейсы. Так, один 747-400 летает у Asiana Airlines между Сеулом и Чанчунем. Несколько 747-8 Korean Air летают из Сеула в Гонолулу, Лос-Анджелес, Атланту и Токио. Крупнейший эксплуатант – Lufthansa, у которой 747-8 летают на большом количестве направлений.

В России 747-400 можно встретить на рейсах Mahan Air из Тегерана в Москву, также он летает из Тегерана в Стамбул. А вот авиакомпания «Россия», которая недавно была мировым рекордсменом по количеству эксплуатируемых «Джамбо», все машины поставила на прикол: 4 из 9 Boeing 747-400 (8 с двигателями General Electric CF6-80 и 1 c Pratt&Whitney PW4000)  до конца сентября летали из Москвы в Сочи, а сейчас, в низкий сезон, работы для них нет: внутри страны летать особенно некуда, а на международных рейсах мешает двойная регистрация и принадлежность 5 машин иностранным лизингодателям.

4.8 4 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии