«Суперджетам» импортозаместили расходники

Для самолётов «Сухой Суперджет» изготовили и поставили первую партию тормозных дисков в количестве тридцати комплектов. Их будет выпускать авиационная корпорация «Рубин». Кроме того, Ярославским шинным заводом уже производятся пневматики (шины) для этого самолёта, их начнут устанавливать после того, как завершится сертификация: для этого уже выполнено более десяти испытательных полётов, пишут «Известия».

Стоп, диски есть, а как же колодки? А их нет! В отличие от автомобилей, на современных самолётах используются многодисковые тормоза – они устроены примерно как фрикционные муфты в трансмиссии некоторых автомобилей. Здесь несколько дисков с фрикционными накладками расположены «стопкой» через один: подвижный, неподвижный, подвижный, неподвижный, и при торможении весь этот пакет (так и называется: пакет) сжимается в единое целое – только так можно эффективно затормозить тяжёлый самолёт с большой скорости, обычный диск с колодками для той же эффективности был бы в несколько раз больше колеса. Так вот, импортозаместили весь многодисковый тормоз целиком.

Многодисковый тормоз самолёта в разрезе

Тормозные диски и пневматики колёс – одни из наиболее востребованных «расходников» для самолёта, их меняют раз в несколько месяцев. Ранее диски поставляла американская Goodrich, а пневматики – французская Michelin. Теперь поставки прекращены из-за санкций. При этом «Суперджет» стал наиболее уязвимым к санкциям типом воздушного судна из всех эксплуатирующихся российскими авиакомпаниями. Если для Airbus, Boeing или Embraer запчасти поставляются по «серым» схемам через третьи страны типа Турции, Китая и даже Ирана, то с «Суперджетами» эти схемы не работают – ведь кроме как в России эти самолёты нигде не летают, а значит, любая запчасть для этого самолёта совершенно точно предназначается для РФ.

Интересно, что компаниям из Евросоюза в принципе нельзя поставлять в Россию никакие авиационные товары, а компаниям из США можно, но при этом имеется внушительный «чёрный список», в который входят практически все компании-представители российского авиапрома, но не сервисные организации. Теоретически запчасти для обслуживания уже выпущенных самолётов американские производители поставлять могут, но это «послабление» направлено де-факто на поддержку «Боингов».

С технологической точки зрения тормоза и пневматики – наиболее простые в производстве запчасти, гораздо сложнее заместить другие запчасти, а импортных компонентов в «Суперджете» 70-80%. Например, на новый самолёт, поставленный с завода, недавно впервые установили уже имеющие налёт двигатели, ранее использовавшиеся в качестве подменных.

Полностью импортозамещённый SSJ-New обещают уже в конце 2023 года, но в каких количествах его удастся производить серийно и насколько легко будет заменять импортные компоненты на российские на более чем 150 уже построенных самолётах, покажет время. В целом каких-то недоступных российским предприятиям технологий там нет, но вопрос производственных мощностей и обученного персонала актуален как никогда.

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии