Почему Россия может выйти из проекта российско-китайского самолёта CR929

Сразу несколько противоречивых заявлений в последние несколько недель сделали чиновники по проекту российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929. Последнее датируется 29 июня: тогда вице-премьер Юрий Борисов сообщил о том, что Россия сокращает своё участие в проекте, потому что тот идёт «в принципе не в том русле, которое нас устраивает». Однако о выходе из проекта он не заявлял, отметив лишь, что у китайцев больше потребностей, чем у нас.

При этом 5 мая китайский посол в России Чжан Ханьхуэй, наоборт, назвал CR929 одним из важнейших совместных проектов двух стран и сообщил, что на данный момент стороны уже достигли консенсуса по основным вопросам, таким как инвестиции, проектирование и разделение труда по выполнению НИОКР, совместные исследования и разработки продвигаются гладко и стабильно. А глава Минпромторга Денис Мантуров 17 июня на ПМЭФ подтвердил, что проект в силе, но проект будет переориентирован на использование только российских и китайских комплектующих.

CR929 существует только в виде макетов

Дело в том, что первоначально CR929 разрабатывался по тому же принципу, что и «Суперджет» и МС-21 – с использованием международной кооперации и прицелом на глобальный рынок, поэтому значительное число компонентов предполагалось заказывать у западных производителей.

CR929 существует только в виде макетов

Собственно, российская сторона предлагала ориентироваться только на российских и китайских поставщиков ещё в 2014 году, когда начались первые санкции (сам проект разрабатывается с 2012 года) – в том числе по части двигателей и других ключевых компонентов. Однако китайцы отказались; в западных СМИ по этому поводу вспоминают попытку Китая самостоятельно построить Shanghai Y-10, который смогли скопировать с Boeing 707 почти полностью за исключением двигателей: пришлось-таки покупать их у Pratt&Whitney, к тому же, американцы подсуетились и разрешили Китаю производить по лицензии MD-80, чтобы развивать свой авиапром не было экономического смысла.

Макет салона CR929

В проекте CR929 Китаю нужен опыт российских конструкторов по проектированию планера (не путать с планёром), силовой структуры фюзеляжа, аэродинамическим расчётам и т.п. – запад этими технологиями с Китаем не поделится. России нужны капитальные инвестиции Китая. Однако из-за отсутствия западных комплектующих перспективы международной сертификации нового самолёта под вопросом, а российской стороне не очень интересно передавать китайцам всю конструкторскую документацию. Вместо этого предлагается развивать программу Ил-96 (изначально Россия предлагала сделать CR929 продуктом глубокой модернизации советского лайнера с двумя двигателями, новой авионикой и применением композитных материалов там, где это возможно).

Макет салона CR929

Что характерно, для внутреннего рынка дальнемагистральный самолёт в России в больших количествах и не нужен: из Москвы на Дальний Восток долетит Ту-204-300 и даже Ту-214, а МС-21 рассматривался и в «дальнобойных» версиях с увеличенными топливными баками и дальностью полёта до 12 тыс. км.

Макет салона CR929

5 2 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии