Как винглеты помогают самолётам экономить топливо

Все знают, что законцовки крыла предназначены для экономии топлива, однако насколько именно? Агентство Cirium провело исследование и выяснило, что для разных типов воздушных судов на разных маршрутах показатели эффективности отличаются. И вот что получилось:

В среднем по больнице законцовки крыла, они же винглеты, снижают расход топлива на 3,45%. В целом же показатели эффективности варьируются от 1 до 10 и более %. Так, в частности, Boeing 737-800 на маршрутах Бангкок-Пекин при наличии законцовок расходует аж на 10,49% меньше топлива по сравнению с его же модификацией с прямым крылом. На других маршрутах экономия составляет 5-7%. Вероятно, именно поэтому практически невозможно найти Boeing 737-800 без законцовок крыла: хотя они в принципе выпускались (винглеты формально – это опция), на подавляющее большинство машин винглеты были установлены позднее.

738 без винглетов

Еще один 738 без винглетов

Он же в следующей жизни #каксзавода

Весьма полезна установка винглетов и на Boeing 767-300: на маршруте Лондон-Чикаго они экономят 8,73% топлива, а из Майами в Сан-Хуан с ними можно заливать на 9,71% топлива меньше. На эти машины винглеты устанавливаются значительно реже в силу почтенного возраста большинства летающих Б763: опция появилась относительно недавно и зачастую установка экономически нецелесообразна.

763 с винглетами

Есть в таблице данные и из России: «Аэрофлот» на маршрутах Сочи-Москва за счет винглетов экономит на Airbus A320 в среднем 2,82% топлива, а на A321 – 6,53%. Тут стоит отметить, что речь идёт о противопоставлении A320/A321 с шарклетами (выпускаются с 2012 года) с ранними машинами, оснащёнными вертикальными законцовками в виде стрелочек/птичек (Wingtip Fence) – поэтому и разница не настолько впечатляющая.

319 с винглетами

3-4% можно сэкономить за счёт винглетов на Boeing 757-200 и около 5% на Airbus A319 – это тоже редкие звери из-за того, что большинство этих машин выпущено до появления новой опции.

Маршрут Расстояние (км) 737-800 757-200 767-300 A319 A320 A321 Среднее
AER-SVO 1403 -2.82 -6.53 -4.68
ATL-MSP 1458.53 -3.47 -3.47
ATL-SNA 3079 -4.09 -4.09
BKK-PEK 3316 -10.49 -10.49
BOG-MIA 2436 -5.30 -5.30
BSB-FOR 1691 -4.26 -4.26
CAN-NRT 2945 -8.39 -8.39
CKG-LXA 1521 -5.01 -5.01
CKG-LZY 1190 -4.80 -4.80
CKG-PEK 1464 -7.01 -2.28 -5.20 -4.83
CTU-SYX 1472 -2.89 -2.61 -2.75
CTU-SZX 1318 -4.58 -2.85 -6.34 -4.59
DAD-ICN 2978 -6.59 -0.24 -3.41
DCA-MIA 1483 -5.20 -5.20
DEL-GOI 1503 -3.46 -3.46
DFW-LAX -.79 -4.94 -2.86
DMM-GIZ 1299 -3.12 -3.12
DTW-MCO 1543 -3.20 -3.20
DTW-MIA 1846 -4.39 -4.39
FLL-YUL 2230 -3.33 -3.33
GRU-JPA 2190 -4.67 -4.67
HKG-NRT 2960 -6.03 -0.98 -3.50
HLP-KNO 1416 -3.64 -3.64
IAH-MIA 1550.15 -5.18 -5.18
ICN-NRT 1257 -6.67 -6.67
LAS-MEX 2427 -2.61 -2.61
LHR-ORD 6344 -8.73 -8.73
LXA-XIY 1777 -3.23 -3.23
MIA-SJU 1681 -9.71 -9.71
MIA-YYZ 1990 -3.81 -3.81
NGB-XIY 1300 -2.22 -2.22
NRT-PVG 1797 -3.91 -3.19 -3.55
NRT-TPE 2182 -7.10 -1.72 -4.41
PEK-ZUH 2032 -4.80 -4.80
PVG-ZUH 1316 -4.59 -4.59
URC-XIY 2106 -1.63 -1.63

Стоит отметить, что помимо экономии топлива винглеты также позволяют снизить шум во время полёта в среднем на 6%.

Впервые эффект от винглетов был зафиксирован аж в 1897 году, когда и самолётов ещё толком не было. Тогда один из основоположников аэродинамики инженер Фредерик Ланчестер, наблюдая за парящими чайками, заметил, что они поднимают вверх кончики крыльев, и описал это в своей работе «Парение птиц и возможности механического полёта».

Принцип действия законцовок очень прост: подъемная сила крыла возникает из-за разницы давления над крылом и под ним. Однако если край крыла ровный, то воздух свободно будет перетекать через него снизу вверх. А поскольку крыло при этом движется вперед, то в этом месте образуются вихревые потоки. На создание этих потоков тратится часть мощности двигателей, то есть, часть топлива сгорает зря.

Для борьбы с перетеканием и нужны законцовки. Они бывают разных типов; самые первые представляли собой вертикальную конструкцию — «забор», преграждающий путь воздуху. Они так и называются: Wingtip Fence, их можно увидеть на Airbus A300, A310 или ранних A320 (до 2012 года выпуска). Более эффективными считаются саблевидные винглеты изогнутой формы с заостренным концом. На самолетах старых серий типа Boeing 737 или Airbus A320 их загибают вверх, чтобы не увеличивать размах крыла и избежать переоборудования аэродромов, уже сертифицированных под данный тип.

Новые модели сразу проектируются с законцовками крыла подобной формы — например, Airbus A350 или Boeing 787. Тогда вверх ничего не торчит, такое крыло легче и дешевле, а также не создает дополнительных ограничений по скорости бокового ветра при взлете и посадке. Вес, кстати, особенно важен: на многие старые типы самолетов нет смысла ставить винглеты просто потому, что увеличение веса из-за них установки компенсирует возникшую экономию из-за улучшения аэродинамики.

Илья Шатилин

 

5 2 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии