Почему в самолёте дует у аварийного выхода: развенчиваем мифы

Продвинутые авиапассажиры предпочитают места у аварийных выходов: здесь больше шаг кресел и нет детей, животных и толстяков. Однако есть у них один недостаток: здесь может быть довольно холодно. В соцсетях, на форумах и сайтах отзывов то и дело сообщается о том, что «самолёт дрова, дуло изо всех щелей, мы окоченели» и вот это всё. В представлении обывателя всё дело в техническом состоянии борта, в котором сифонят сквозняки, как в дырявых «Жигулях» или бабушкиной хрущёвке, в которой окна не менялись с момента постройки в 1961 году. На самом деле причина совершенно иная:

Итак, у аварийного выхода действительно может быть холодно. Особенно если это не люк, а дверь: там порой ноги буквально коченеют после пары часов полёта.

Самые холодные места в самолёте

Казалось бы, всё просто: там, где находятся люки и двери, имеется определенный зазор между дверью и фюзеляжем, вот оттуда и сифонит ледяным воздухом: за бортом-то минус пятьдесят градусов! Не зря бабушка на зиму окна заклеивает, чтобы не дуло! Надо взять с собой широкий скотч, заклеить щели, предварительно напихав туда пакли, и лететь спокойно хоть в Канкун!

Но есть одна неувязочка. Дело в том, что в салоне самолёта поддерживается избыточное давление. [Как работает система кондиционирования и вентиляции на борту]

И даже если дверь будет прилегать неплотно, то воздух будет выходить из салона наружу! Примерно как если в колесе «Жигулей» появится дырка, то воздух будет выходить из этого колеса в атмосферу, а никак не из атмосферы в колесо – тут можно вспомнить военные грузовики с автоматической подкачкой шин, которые позволяют ездить даже на дырявой резине: внутрь постоянно нагнетается воздух, поддерживается избыточное давление, которое не успевает упасть, пока шина не превратится в лохмотья.

Воздух движется при этом строго в одном направлении: из зоны высокого давления (в салоне) в зону низкого давления (за бортом). Никакого обмена теплого воздуха на холодный через щель не происходит: это не окно, давление по обе стороны которого одинаковое (атмосферное).

Забортный воздух в самолёт попадает только через компрессоры двигателей, а выходит через специальный клапан

Хорошо, может быть, тогда ледяной воздух через щель нагнетает набегающим потоком воздуха? Ведь самолёт летит с огромной скоростью, вот и получается, что встречный поток «пересиливает» разницу в давлении? Хорошая теория, но и тут есть одна неувязочка. Аварийные выходы расположены сбоку, а боком вперёд летают только вышеупомянутые «Жигули» по заснеженной парковке «Пятёрочки», но никак не самолёты.

Зачем в самолете гоняют воздух по кругу, когда есть забортный

И самое главное: откуда вы вообще взяли, что щель есть? Если бы она существовала, воздух бы выходил через неё с громким свистом и шипением, а вы бы надели кислородные маски сначала себе, потом ребёнку, и, неистово крестясь, снижались бы до безопасного эшелона FL80 (8 тысяч футов).

Истинная причина холода у аварийных выходов куда банальнее. Дело в том, что между металлической обшивкой самолёта, непосредственно контактирующей с холодным воздухом, и панелями салона проложен внушительный слой утеплителя. А вот внутри люков и особенно дверей утеплителя меньше из-за того, что там находятся также механизмы запирания. Кроме того, по периметру дверей, люков и их проёмов вообще никакого утеплителя нет, а есть только голый металл, много металлических частей также в конструкции пола.

Утеплитель в Boeing 747-8. Проложены все элементы, в том числе шпангоуты.

Металл же обладает очень высокой теплопроводностью, и именно поэтому даже если вы коснётесь стоящего в комнате металлического предмета, он всегда кажется холодным. Это происходит потому, что он тут же начинает быстро нагреваться от вашей руки, рука отдаёт тепло, поэтому возникает ощущение холода. В самолёте же части салона, расположенные слишком близко к холодному металлу без теплоизоляции, также остывают и становятся холодными на ощупь.

В проеме двери и самой двери слишком много механизмов и утеплителя намного меньше. Фото: Александр Маркин

Стоп, но это же на ощупь. А дует холодом почему? Да потому же: воздух из системы кондиционирования и вентиляции, протекая вдоль холодных элементов салона, также отдаёт им часть своего тепла и становится холоднее, чем воздух, расположенный возле вашей кожи. Поэтому кажется, что дует холодом.

Разобранная дверь Boeing 737. Фото: Александр Мироненко

К холодному воздуху в салоне, из-за которого многие берут плед, которых, как обычно, на всех не хватает, всё это не имеет никакого отношения – эту историю мы расскажем как-нибудь в другой раз. Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram или Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить!

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии