Второй год пандемии на исходе: как дела у европейских авиакомпаний?

Несмотря на то, что надежды на восстановление спроса на авиаперевозки вновь стремительно тают из-за распространения омикрон-штамма, авиакомпании всё-таки восстанавливаются после кризиса спустя почти два года с начала пандемии. Насколько именно восстанавливаются, зависит в большей степени от географии полётов, бизнес-модели и стратегии управления.

Для европейских авиакомпаний год в целом был позитивным благодаря массовой вакцинации в странах ЕС. Для вакцинированных пассажиров отменили карантинные ограничения, и летом ближне- и среднемагистральные перевозки по Европе начали активно восстанавливаться, при этом сезон отпусков продлился дольше обычного, люди соскучились по путешествиям. В первую очередь от этого выиграли лоукостеры, на долю которых пришлась основная часть рекреационного туризма и VFR-трафика (посещение родственников и друзей). Несмотря на то, что  многие европейские авиакомпании выставили порядка половины провозных ёмкостей от докризисного уровня, это дало им возможность зафиксировать прибыль по итогам 3 квартала.

В ноябре открылся и американский рынок: это произошло хоть и позднее, чем ожидалось, но также простимулировало рост пассажиропотока. Стоит, однако, отметить, что всё это произошло до «омикрона», эффективность существующих вакцин против которого недостаточно изучена. Однако вновь вводимые ограничения «четвёртой волны» приходятся на традиционный низкий сезон, поэтому будут не столь критичными – если, конечно, к летнему сезону 2022 года их снимут.

Давайте посмотрим подробнее на операционные показатели крупнейших европейских групп авиакомпаний (дальше много цифр):

Air France-KLM, выставившая 2/3 провозных ёмкостей от докризисного уровня, получила прибыль по итогам 3 квартала. При этом сама KLM заработала 168 млн. евро, Air France осталась убыточной, а лоукостер Transavia привёз 105 млн. евро чистой прибыли за квартал. По состоянию на конец сентября группа эксплуатировала 513 из 537 имеющихся самолётов. На земле остались 8 Airbus A380, уже выведенных из эксплуатации, и 9 Embraer 145. В 2021 году Air France получила первый Airbus A220, также заключён контракт на 100 A320neo (с опционом на ещё 60) для обновления флота KLM и Transavia с поставками с 2023 года. В четвёртом квартале группа работает на уровне 70-75% от докризисных ёмкостей, основным барьером являются непонятные сроки восстановления азиатских рынков. Однако ожидается, что и 4 квартал 2021 года группа закончит с прибылью и останется прибыльной по итогам 2022 года.

Lufthansa Group также вернулась к прибыльности по итогам 3 квартала, основной вклад в неё внесли грузовые перевозки и лоукостер Eurowings, заработавший 108 млн. евро. Для сравнения, дочерние региональные авиакомпании группы привезли 450 млн. евро убытков за тот же период. Самое главное – Lufthansa полностью вернула полученные от правительства ФРГ в рамках программы помощи средства, поэтому теперь государство может снова продать свою долю в бизнесе. Группа также пошла на значительное сокращение флота, с 800 до 650 самолётов, в том числе дальнемагистральных типов ВС с 14 до 8.  Из них летает менее 500; ещё 60 ожидают прохождения различных форм техобслуживания и вернутся в небо к лету 2022 года. В четвёртом квартале выставлено 60% ёмкостей, в 2022 году ожидается 70%. Четвёртый квартал для группы также будет прибыльными.

IAG привезла в третьем квартале убытков на 452 млн. евро. Единственной прибыльной авиакомпанией группы стала Iberia: ей помогло отсутствие строгих ограничений в странах Латинской Америки. Наоборот, маршрутные сети Aer Lingus и British Airways была завязаны преимущественно на страны с серьёзными ограничениями на въезд – например, США. Восстановление этих рынков началось только в ноябре, снова начали летать A380, хотя более половины машин сверхбольшой вместимости остаются на хранении. Всего же на земле стоят 20% из 253 самолётов BA. British Airways продолжает развивать ближнемагистральные низкобюджетные направления из аэропорта Гатвик. На земле остаются также менее 10% из 126 самолётов лоукостера Vueling. В 4 квартале выставлено 60% ёмкостей от уровня 2019 года. По итогам 2021-го группа ожидает убытка в размере 3 млрд. евро, однако восстановление североамериканского рынка позволяет надеяться на прибыль в 2022 году.

Группа Аэрофлот стала первой в Европе, восстановившей выставленные провозные ёмкости до предпандемийного уровня. Это произошло благодаря масштабам рынка внутренних авиаперевозок в России – в итоге в третьем квартале группа перевезла на ВВЛ 12,5 млн. пассажиров, что примерно на 20% больше, чем в докризисные времена. Общий пассажиропотоу и выручка всё равно, конечно, ниже, однако третий квартал также впервые стал прибыльным после долгого убыточного периода. По состоянию на октябрь пассажиропоток на рейсах «Аэрофлота» был на треть ниже, чем в 2019 году, однако лоукостер «Победа» за счёт рекреационного туризма и наращивания флота прибавил 40% относительно аналогичного периода в 2019-м. Общая численность флота группы сократилась за два года на 8 самолётов до 356 машин, из них 26 находятся на хранении. В четвёртом квартале выведено 9 машин и получено 11 новых.

Turkish Airlines также сыграла на преимуществе в виде внутреннего рынка, а также большой востребованности въездного туризма. По итогам третьего квартала было выставлено более 80% провозных ёмкостей от уровня 2019 года, а выручка достигла 85% от показателей того же года. Более того, прибыль в 3 квартале достигла 722 млн. евро, что выше, чем за аналогичный период 2019 года, большой вклад в неё внесли грузоперевозки.  Авиакомпания за два года увеличила флот с 344 до 372 самолётов; сейчас она получает заказанные Boeing 737 MAX. Изначально заказано было 75 машин, однако позднее он был сокращён на 10, а ещё 40 превратились в опцион – то есть, 25 самолётов по твёрдому контракту. Из них 24 уже получено.

Ryanair, крупнейшая авиакомпания Европы по пассажиропотоку, повторила ту же стратегию, что и во время финансового кризиса в конце нулевых: помочь конкурентам сократить рыночную долю, чтобы её занять. Выставленные ёмкости в ноябре превысили соответствующие показатели 2019 года, пассажиропоток в 10,2 млн. пассажиров лишь на 1 млн. меньше, чем в ноябре 2019 года. Прибыль по итогам 3 квартала достигла 254 млн. евро. 448 самолётов выполняют рейсы, всего 3 на хранении. В этом году получено 36 Boeing 737-8-200, к следующему лету у авиакомпании будет уже 65 «Максов». По итогам финансового года, который длится с 31 марта 2021 по 31 марта 2022 года, будет перевезено более 100 млн. пассажиров (до кризиса было 149 млн.), убыток составит 100-200 млн. евро. В следующем финансовом году с марта 2022 по март 2023 года Ryanair рассчитывает перевезти 165 млн. пассажиров.

Easyjet сосредоточила провозные ёмкости в ключевых аэропортах, например, Гатвике, и предпочла не выполнять убыточных рейсов. Объём выставленных ёмкостей составляет 65% от уровня 2019 года, его доведут до 70% в 1-м квартале 2022 года, полного восстановления авиакомпания ожидает к концу сентября. Пока лоукостер остаётся убыточным, за время пандемии собственники потеряли около 2 млрд. фунтов стерлингов. Флот сократился на 34 самолёта до 308 машин, из них 22 A319 вернули лизингодателям, а 12 – на хранении. До конца марта флот будет увеличен до 322 самолётов (8 новых, остальные с хранения). До конца сентября 2024 года размер флота будет увеличен до 328 самолётов, что меньше докризисного показателя. В отдалённой перспективе, на 2025-2028 году, законтрактовано 118 A320neo и A321neo, есть опцион на 6 машин и неиспользованные права приобретения ещё 53 самолётов.

Wizz Air, как и Ryanair, решила во время кризиса наращивать рыночную долю, открыла ряд баз – например, в Италии и Гатвике, и даже собиралась поглотить Easyjet, однако владельцы последнего отказались. В третьем квартале лоукостер зафиксировал небольшой убыток в 6,5 млн. евро, а вот по итогам 4 квартала потеряет 200 млн. евро.  Ещё 125 млн. убытка было зафиксировано по итогам первого полугодия. Флот по состоянию на конец сентября увеличился на 12 самолётов до 144, к лету 2022 года будет получено ещё 26 A320neo, при этом провозных ёмкостей будет выставлено лишь 50% от уровня 2019-го. На авиасалоне в Дубае подписан контракт на ещё 75 A321neo и 27 A321XLR на 2025-2027 годы.

Справка: провозная ёмкость – это суммарное количество мест (кресел), доступных в продаже на всех рейсах авиакомпании. Не нужно путать её с пассажиропотоком (пассажиропоток, разделённый на ёмкость, даст процент занятости пассажирских кресел) и тем более как-то связывать с финансовыми показателями, т.к. главный вопрос – по какой цене пассажиры покупают имеющиеся в продаже билеты.

Источник

 

5 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

2 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
hellouridentified
hellouridentified
2 лет назад

Друзья, вас не смутило, что на всю огромную германскую группу, в которую входят такие гиганты, как Lufthansa, SWISS и Austrian, вы оставили всего 8 дальнемагистральных самолётов? Меня смутило, и я полез смотреть в оригинал (спасибо за ссылку!). Там чётко указано, что речь о количестве типов воздушных судов, а не о числе самолётов как таковых 🙂