Почему пассажиры всегда заходят в самолёт слева

Как-то раз я начал смотреть один российский сериал про гражданскую авиацию и выключил его на пятой минуте первой же серии, потому что пассажиры в салон там заходили через одну из правых дверей. Сразу стало понятно, что автор сценария, оператор и режиссёр ни разу не летали на самолёте, и смотреть дальше нет смысла.

У киношников «телетрап» справа сзади, прямо от крыла 🙂 (на самом деле это студийные декорации, но с чудовищным невниманием к деталям)

Потому что если бы летали, то знали бы, что пассажиров ВСЕГДА сажают слева. На то есть три причины (и одно исключение):

Причина первая. Старая морская традиция, которая, как и многие другие, перекочевала из морского флота в воздушный. Изначально все суда швартовались к берегу только левым бортом, потому что на правом борту располагалось рулевое (правильное, поносное) весло. А справа оно было, потому что большинство людей правши, и правая рука сильнее, поэтому весло было под правую руку. С ним, кстати, связана этимология слова «старборд» (правый борт на корабле): steering oar – steor – steorboard – starboard. Левый борт называют «порт», потому что он со стороны порта.

Потесь, оно же правильное весло, оно же поносное весло.

Причина вторая. Она отчасти следует из первой. Первые самолеты заруливали на стоянку максимально близко к аэровокзалам, потому что пассажиры ходили до борта пешком. Иногда даже по складному трапу-коридору, прообразу современного телетрапа. А командир воздушного судна сидит слева, и ему таким образом проще контролировать расстояние до терминала.

На заре авиации пассажиры заходили в самолет с земли

Причина третья. Раз самолёты стояли левым бортом к терминалу, то логично было и пассажиров сажать слева, а технологические операции вроде заправки топливом и погрузки багажа скрывать от них за самолётом, чтобы пассажиры и сотрудники наземных служб не мешали друг другу. Поэтому люки багажного отделения, заправочные штуцеры и т.п. располагаются справа.

И хотя самолеты давно не паркуют левым бортом к аэровокзалу, традиция осталась. Через правую дверь пассажир может попасть на борт, только если он инвалид и поднимается на амбулифте. А выйти через неё можно только в аварийной ситуации. Через правые двери также загружают тележки с бортпитанием.

Амбулифт

Амбулифт (посередине) предназначен для посадки и высадки инвалидов-колясочников, которые не могут подняться по обычному трапу, а также пассажиров на носилках. Внутри амбулифта расположены несколько сидений для сопровождающих, «салон» отапливается — в общем, это такой своего рода специальный поднимающийся автобус. На стоянках, оборудованных телетрапами, амбулифты все равно могут использоваться, поскольку загружать маломобильных пассажиров с их помощью все равно удобнее.

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

4 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Валентин
Валентин
2 лет назад

Автор, убавьте гонора. Неоднократно поднимался по трапу на самолеты российских и зарубежных авиакомпаний с правого борта! Не надо казаться умнее жизни 🙂

Дмитрий
Дмитрий
2 лет назад

Есть ещё одно исключение: у советских самолётов Ли-2, Ил-12 и Ил-14 входная дверь была как раз справа. Слева либо не было ничего, либо (у грузовых вариантов) была большая двустворчатая грузовая дверь.

Вячеслав
Вячеслав
2 лет назад

Чувак, когда были корабли с рулевыми веслами они просто мордой на берег заплывали!! О каких портах в то время ты говоришь?)))