Удивительная история дважды заброшенного «Боинга»

Пользователь Твиттера Крис Рой рассказал удивительную историю дважды заброшенного «Боинга 720», о котором в течение 24 лет предупреждали каждого пилота, приземляющегося в индийском аэропорту Нагпур. Произошло это по вине его отца:

Крис рассказал, что однажды в 1990 году его отец, работавший авиамехаником в муниципальном аэропорту Браун Филд (это в Сан-Диего, штат Калифорния, у самой границы с Мексикой), увидел какого-то мужчину, ходящего вокруг брошенного «Боинга 720». Этот «Боинг» уже несколько лет стоял в аэропорту после того, как от него по каким-то причинам отказался предыдущий владелец: известный американский телевизионный проповедник Кеннет Коупленд. Тот выучился на пилота и купил самолет за 20 миллионов долларов на пожертвования от паствы под соусом того, что в его случае реактивный самолет – это не роскошь, а инструмент для служения Богу, потому что проповедник посещал по два десятка стран ежегодно.

Boeing 720 N7229L в 1984 году в авиакомпании Skylarks

Мужчина, разглядывающий самолет, оказался индийским магнатом Сэмом Видером, который контролировал значительную долю рынка автомобильных шин в стране. Он спросил у механика, может ли брошенный «Боинг» снова подняться в воздух. Отец Криса Роя ответил, что да. Самолет 1961 года выпуска на тот момент было бы уже экономически нецелесообразно эксплуатировать в США, однако в Индии – вполне. Как раз тогда рынок авиаперевозок в Индии был дерегулирован и в стране появилось множество мелких авиакомпаний, собиравших подержанные самолеты по всему миру. Сэм Видер основал авиакомпанию Continental Aviation и 29-летний «Боинг» должен был стать ее первым самолетом.

Этот же борт в 1990 году в Сан-Диего

Оставалось только поднять самолет в воздух.

В течение следующего года механик в свободное от работы время приводил старый «Боинг» в порядок, то и дело обращаясь за советами к конструкторам авиастроительной корпорации и собирая запчасти на «кладбищах самолетов». Другие механики в аэропорту сразу сказали ему, что он только зря тратит время – даже если самолет и взлетит, то он не сможет получить сертификат летной годности из-за нарушения норм по шуму: первые реактивные самолеты были в 4 раза «громче» современных! На самом деле даже такой древний самолет, как «Боинг 720», можно доработать для снижения уровня шума, только очень дорого. Но то США. А в Индии можно было летать и так.

И вот самолет, наконец, восстановили. Оставалось только совершить испытательный полет в Тихуану – это в Мексике, с другой стороны границы. Авиационные власти США разрешили этот полет при условии, что борт сначала полетит в противоположную от границы сторону, на север, займет эшелон 140 (14000 футов, т.е. чуть более 4000 метров), развернется на юг и полетит в Мексику. Полет прошел успешно, после чего американский  механик и индийский шинник полетели на этом «Боинге» в Дели, в марте 1991 года зарегистрировав его в индийском реестре с номером VT-ERS.

Дойти из одного аэропорта до другого можно быстрее, чем долететь

Однако до Дели они не долетели: из-за отказа двигателей борт 21 июля 1991 года аварийно сел в аэропорту Нагпура и даже не смог самостоятельно покинуть ВПП. Борт оперативно отбуксировали на 100 метров в сторону и временно там оставили. Однако летная полоса (то есть, ВПП с примыкающими к ней боковыми и концевым полосами безопасности) на аэродромах такого класса должна простираться не менее чем на 150 метров в оси ВПП в каждую сторону – там не должно быть ни построек, ни тем более стоящих самолетов. То есть, требовалось отбуксировать самолет в другое место, но произошла коллизия: шинный магнат не стал платить аэропорту за посадку, стоянку и прочие услуги, поэтому к самолету никого не подпускали, а сам аэропорт перемещать чужую собственность тоже не имел права. Поэтому «Боинг» так и стоял больше 20 лет почти у самой полосы, а в НОТАМ-ах для пилотов обозначался как нестандартное препятствие.

VT-ERS в аэропорту Нагпура, вид с ВПП. На хвосте логотип несостоявшейся авиакомпании, а с фюзеляжа еще старый не облез

Интересно, что механик не стал рассказывать жене о том, что его труды пошли коту под хвост, а врал ей о том, что восстановленный им «Боинг» до сих пор летает в Индии, возит пассажиров и почему-то цыплят.

Очень близко к ВПП!

В 2011 году брошенный уже второй раз борт все-таки передвинули чуть дальше по требованию авиационных властей Индии – те пригрозили вообще отозвать сертификат аэродрома из-за несоответствия требованиям безопасности. А в 2015 году новый директор аэропорта принял волевое решение: заменить пришедшие в негодность пневматики (шины) и укатить самолет в поле. Теперь он стоит у самого забора аэропорта в непосредственной близости к жилым домам и никому не мешает.

Сейчас самолет стоит у забора на радость окрестным ребятишкам

Илья Шатилин

5 2 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

3 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Вася
Вася
2 лет назад

В Санкт -Петербурге тоже есть подобный самолет. Стоит, правда, не в аэропорту, недалеко от посадочной глиссады и КАД, но тоже очень давно.

Николай Анисимов
Николай Анисимов
2 лет назад

Какой к черту 720 . Это же явно Боинг 707