По усам текло, в рот не попало: за что Росавиация на самом деле ополчилась на «Победу»

На прошлой неделе в материале о выпущенном Росавиацией отчете про «победные» художества в небе мы высказали мысль о том, что это личная месть ведомства директору авиакомпании-лоукостера Андрею Калмыкову за его критический настрой против чиновников. И теперь выяснилось, что речь не об абстрактной «оппозиционной» политике, а о вполне конкретной ситуации. Итак, по пунктам:

Немного предыстории

С 3 декабря в России реорганизуется воздушное пространство: в целях его оптимизации и увеличения пропускной способности аэродромов вводятся новые воздушные трассы, схемы заходов и выходов и так далее. Чтобы летать после 3 декабря, нужно обновить базы данных навигационных систем в самолетах: это примерно как нужно скачать новую карту в навигатор после открытия нескольких дорожных развязок.

Однако карт… нет! Ни у одного поставщика, включая Jeppesen, услугами которого пользуется большинство российских авиакомпаний, включая «Победу». Поставщики кивают на Росавиацию – мол, ведомство должно было в соответствии с требованиями ИКАО предоставить актуальную информацию за 56 дней до вступления в силу новых схем, но не успело: бОльшая часть данных обновлена, но по трем десяткам региональных аэропортов обновления отсутствуют и будут чуть позже.

Цикл подготовки навигационных баз. Почему именно 56 дней: клик по картинке открывает статью.

Авиакомпании обратились в Росавиацию за разъяснением: что делать? Как летать? Чиновники ответили: летайте по бумажным картам или обратитесь за помощью к диспетчерам: они будут вас векторить, то есть, в режиме реального времени отслеживать самолет и говорить: «снижайтесь до такой-то высоты, развернитесь на курс такой-то». Прямо как в навигаторе!

Примерно так выглядят аэронавигационные карты

Схема, на первый взгляд, рабочая, но не без изъяна: не очень понятно, как векторить при отказе радиосвязи или при отказе локатора. Кроме того, она подразумевает обязательное функционирование ILS (курсо-глиссадной системы) на аэродромах, в то время как на некоторых из них она отключена на плановое техобслуживание до второй половины декабря. Да и бумажные карты – в метрах, причем где-то в метрах только высота, а где-то расстояния и скорость в км/ч, в то время как самолеты иностранного производства используют британскую систему мер (футы, узлы), плюс на одних картах давление по QNH, но где-то еще осталось QFE. Поэтому пересчитывать меры «на лету», да держать в уме поправку на превышение аэродрома (его высоту над уровнем моря) – тоже дополнительная головная боль для летчиков. Понятно, что это не rocket science, но дополнительный риск ошибиться создает.

В связи с этим авиакомпании попросили Росавиацию отложить «реформу» хотя бы до конца года, на один 28-дневный цикл. Но ведомство категорически отказалось.

Будет битва

И вот тут «Победа» начала поднимать шум. Дело в том, что в большинство аэропортов из числа «не обновленных» регулярных рейсов и нет, но зато в большинство из оставшихся (7) летает «Победа», в частности, это Астрахань, Ижевск, Киров, Курган, Магас, Петрозаводск и Ярославль.

В ответ на отказ Росавиации переносить дату введения новых правил использования воздушного пространства гендиректор «Победы» Андрей Калмыков разослал губернаторам всем семи регионов письмо о том, что с 3 декабря будет вынужден отменить все рейсы в соответствующие аэропорты, и для сохранения транспортной доступности и исключения массового нарушения прав пассажиров просит направить обращение в Росавиацию о переносе сроков.

Такой способ повлиять на чиновников руками других чиновников и вызвал ярость в Росавиации. Как сообщил FrequentFlyers.ru источник в «Аэрофлоте», пожелавший сохранить анонимность, в материнскую компанию звонили из ведомства с предложением «замять конфликт»: мол, Калмыков отзывает свои письма, а взамен прекращается расследование по поводу рейса DP407.

Другой источник в Группе «Аэрофлот» отметил: «Я знаю, что еще в середине ноября Победа обращалась в Росавиацию с просьбой перенести ввод структуры. Но ответа не было. При этом Росавиация кичится тем, что собирала «ведущие авиакомпании», которые подтвердили готовность летать без переноса сроков. Хотя именно у Победы большая часть аэродромов без своевременного обновления навигационной базы, Победу никто не приглашал и не спрашивал». Он также отметил, что проблема касается в первую очередь лоукостера и S7, у которой также нету новых баз для FMS.

Что с рейсами

Между тем угрозы отменить все рейсы больше похожи на шантаж, вероятно, речь идет максимум о сокращении некоторого количества частот: об этом говорит внутреннее письмо летного директора «Победы», в котором пилотам предлагается летать в 7 проблемных аэропортов на добровольной основе, при этом рейсы будут сохранены, а в кабине будет присутствовать третий член экипажа: пилот-инструктор.

При этом в письме описываются, однако, юридические аспекты полетов без актуальных навигационных баз данных: в частности, это неисполнение требования п.33 ФАП-246, который гласит: «При использовании в рамках управления полётами навигационных программных продуктов, заявитель (эксплуатант) утверждает и реализует процедуры проверки приобретаемых навигационных программных продуктов до момента начала их использования, которые включают оценку на предмет целостности данных и достаточности для использования по назначению». В принципе, это уже достаточное основание для отмены рейсов.

Решением проблемы могло бы стать разрешение Росавиации летать в «проблемные» аэропорты по старым схемам (благо в регионах они практически не отличаются от новых), однако такое решение на момент публикации статьи принято не было.

Илья Шатилин

 

5 2 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

3 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дмитрий
Дмитрий
3 лет назад

Теперь все понятно. При таком раскладе, Победа должна нарисовать письки над всеми городами куда были разостланы письма. Более того, евсли вспомнить этапы введения всех современных глобальных систем, то ничего нового не увидишь так например Платон или ГлоНас, когда вводят в эксплуатацию незаконченную как программно так и технически коммерческий ресурс, заставляют за него платить, при этом невинно улыбаясь на все технические накладки. Да к примеру взять систему дистанционного образования… Так, что Господа пилоты, Вы забыли систему полетов по приборам? Берите больше валидола для пассажиров и топлива для запасных кругов (а-ля DP407) и в путь. В России живем!

Татьяна
Татьяна
3 лет назад

Увы, но действия чиновников от Росавиации все больше похожи на обидки в песочнице и капризы малолеток. Это не только к полетам. Но и к радарам, стройкам, организации работ… А как насчет нести ответственность за собственные решения и документы? На профпригодность пора проверить всех начальников.

полрылд
3 лет назад

По трусам текло, в рот не попало: так за что же на самом деле опАлчилась … ???
чума на ОБА ваши дома