Почему ручную кладь можно размещать у аварийных выходов

Когда вы сидите у аварийного выхода, бортпроводники могут попросить вас убрать всю ручную кладь из-под впереди стоящего кресла на багажную полку. А могут и не попросить. Рассказываем, откуда взялось это требование и насколько оно вообще законно.

С точки зрения безопасности выглядит логично: если в проходе у аварийного выхода будет что-то лежать, то это что-то затруднит и замедлит эвакуацию в случае аварийной посадки. А если не будет? Если предмет относительно небольшой и полностью помещается под впереди стоящее кресло, например, какой-нибудь рюкзак или вовсе косметичка? Можно, конечно, заявить о том, что при аварийной посадке этот предмет ручной клади из-под кресла вывалится в проход и будет всем мешать. На самом деле вряд ли: по инерции он как раз улетит еще дальше под кресло, а не наоборот.
Однако стандартный чемодан Cabin Size (типа 55х40х25), например, полностью под кресло никак не помещается: хотя глубина подушки кресла как раз обычно и равна 55 см, внизу на раме имеется поперечина, не дающая задвинуть такой чемодан полностью, его край окажется аккурат у вас под ногами. На любом другом кресле это ваша проблема, на аварийном ряду – уже общественная.

Большинство кресел в самолетах имеют снизу поперечину, ограничивающую возможность размещения под ним ручной клади.

Чтобы не вступать с пассажирами в споры о том, помешает ли ручная кладь чуть меньшего размера эвакуации, и не писать сложные правила о том, что предметы допускается класть под кресло только в том случае, если они не помешают (и как определять критерии помехи), некоторые авиакомпании просто запрещают размещать у аварийного выхода любую ручную кладь.
Самое интересное здесь – законодательный аспект этого правила. Ни в каком законе нет прямого запрета на размещение ручной клади у аварийных выходов. Например, в пункте 3.8 действующих в России Федеральных авиационных правил говорится только следующее: «Экипаж воздушного судна обеспечивает безопасное размещение всего багажа и ручной клади в пассажирском салоне и кабине экипажа. Эксплуатант устанавливает в РПП процедуры по обеспечению безопасного размещения багажа и ручной клади». РПП – это руководство по производству полетов, то есть, по сути, внутренние правила авиакомпании.

Выступающая за пределы кресла сумка – не проблема на любом ряду, кроме аварийного, где об нее и ее лямки кто-то обязательно зацепится.

Но, например, в РПП «Аэрофлота» указывается, каких пассажиров нельзя сажать на ряды у аварийных выходов (беременных, слишком толстых, то есть требующих удлинителя ремня, детей, депортируемых и т.п.), а про ручную кладь говорится лишь о ее «безопасном размещении»: «Кабинный экипаж имеет инструкции, руководство по аварийным процедурам и несет ответственность за безопасное размещение ручной клади на полках пассажирских салонов или под сиденьями кресел» и «На всех этапах полета кабинное оборудование и ручная кладь размещаются в соответствии с установленными правилами безопасности таким образом, чтобы не представлять собой угрозу безопасности полета или здоровью любого лица, находящегося на борту воздушного судна». Лишь на сайте в разделе «Подготовка к полету» (но не в правилах перевозки, имеющих юридическую силу) написано: «использование подкресельного пространства на местах в рядах аварийных выходов во время взлета и посадки воздушного судна не допускается».
Смотрим дальше: программа оценки безопасности иностранных ВС SAFA (Safety Assessment of Foreign Aircraft в разделе B13 (Safety of passenger baggage) говорит нам следующее: «The operator shall insure that all baggage carried onto an aeroplane and taken into the passenger cabin is adequately and securely stowed». То есть, опять-таки речь идет о «безопасном размещении». Что это значит? Немного света проливают «Методические рекомендации по проведению инспекторских проверок гражданских ВС в аэропортах РФ» к Приказу ВС-270фс от 18.08.2006. Тут есть «определение категории несоответствия», и, в частности, говорится: «Размеры, количество мест и масса багажа представляют угрозу безопасности полета; багаж размещен небезопасно; тяжелые, массивные упаковки багажа в открытых отсеках, проходах, затрудняющие передвижение…» То есть, опять-таки идет речь о загромождении проходов; если проход свободен – никаких проблем.
Смотрим документ ИКАО «Эксплуатация воздушных судов» (приложение 6 к Конвенции о международной гражданской авиации). Пункт 4.8 «Ручной багаж»: «Эксплуатант обеспечивает надлежащее и надежное размещение всего багажа, перевозимого на самолете и в пассажирском салоне». В общем, то же самое, что и в SAFA.

Может, тогда это требование IATA? Смотрим IATA Operational Safety Audit (IOSA), CAB 3.2.3 имеет статус требования: «Безопасное размещение ручной клади пассажиров и членов экипажа». Всё. Но есть у IATA еще один документ, имеющий статус даже не рекомендаций, а «руководства по лучшим практикам». Называется Cabin Operations Best Practices Guide. И вот что там пишут:
«Some operators have adopted an announcement during the boarding of passengers to solicit timely compliance and cooperation regarding cabin luggage. Such an announcement could include: «… For those passengers seated in the exit rows or in the first rows of the cabin, all items of hand luggage must be placed carefully in the overhead bins. Exit areas, aisles and the floor space around your feet must be kept clear of baggage for takeoff and landing». То есть IATA лишь сообщает нам, что говорить так было бы неплохо. Более того, не занимать нужно, опять же, проходы, зоны у выходов и у ног. Никакого прямого запрета нет.

В американских авиакомпаниях можно складывать у аварийных выходов практически что угодно.

Поэтому де-факто безопасным размещением ручной клади у аварийных выходов часто считается сумка, полностью помещающаяся под впереди стоящее кресло таким образом, что не выходит за габариты светящейся дорожки на полу. На рейсах американских авиакомпаний такое соответствие – единственное, что проверяют бортпроводники; в российских авиакомпаниях практика чаще зависит от конкретного экипажа; кто-то настойчиво требует убрать сумку на время взлета, кто-то соглашается с тем, что ей и под креслом хорошо.

Правильное расположение ручной клади у аварийного выхода во время посадки самолета Red Wings. Фото: Дмитрий Бровкин

Илья Шатилин

Views:

Post navigation

1 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии