Bell 505: полёт без лишних забот

Говорят, что старый друг лучше новых двух. Для авиационной индустрии здоровый консерватизм является надёжной защитой инвестиций. Прежде чем приобрести дорогостоящий летательный аппарат, грамотный покупатель трижды подумает о будущем: где обучить лётный и технический состав, где проводить техобслуживание и ремонт. Для машин, хорошо себя зарекомендовавших на рынке, уже выстроена мощная инфраструктура, но как быть с новинками? В случае с вертолётом Bell 505 Jet Ranger X новизна машины не должна настораживать: в России появился продукт, обеспеченный всеми необходимыми сервисами.

Канада, США, Европа, далее везде

Семейство Bell 206, растиражированное с середины 1960-х годов более чем в 7 тысячах экземпляров, было настоящим бестселлером в сегменте лёгких вертолётов. Однако время берёт своё: в 2010 году сборочную линию покинул последний Bell 206B-3, а ещё спустя семь лет пришёл черед удлинённого Bell 206L LongRanger. У ведущего североамериканского производителя уже был козырь в кармане – новый пятиместный Bell 505 Jet Ranger X. К моменту его выхода на рынок множество частных и корпоративных владельцев сделали свой выбор в пользу Robinson R66, и отвоевать свою рыночную долю было непросто. Однако первые годы продаж показывают, что эта миссия выполнима.

Прежде всего, компании было необходимо получить пропуск на рынок – сертифицировать новинку в ведущих авиационных администрациях мира. Первоначально сертификат типа выдан 21 декабря 2016 года транспортными властями Канады. Спустя два месяца сертифицировано производство сборочной линии в Мирабеле (Квебек, Канада) и состоялась первая поставка частному владельцу. Летом 2017 документ выдала американская авиационная администрация FAA. Европейская сертификация последовала 12 ноября 2017 года, в мае 2018 года – китайская. 28 марта 2019 года Росавиация выдала сертификат FATA-01014R. Также сертификаты валидировали авиационные власти Австралии, Аргентины, Гватемалы, Индонезии, Мексики, Новой Зеландии, Перу, Чили, Южной Кореи, Японии и других стран.

Следом начались поставки, и счётчик переданных потребителям машин достаточно быстро миновал первую, а затем и вторую сотню. В августе 2019 года производитель отчитался о том, что в эксплуатации на шести континентах находятся свыше 200 машин, которые успели налетать более 20 тыс. часов. Такой показатель – один из лучших для всех моделей американского производителя. Получить такие результаты можно лишь в одном случае – обеспечив высокие темпы подготовки лётного и технического персонала, а также поддерживая парк в исправном состоянии.

Большой прогресс для маленького вертолёта

Подготовка пилотов нового вертолёта – непростая задача, однако решить её компании Bell помогают предыдущие наработки. Конечно, в плюс идут некоторые родовые особенности – 505-я машина получила в наследство от Bell 206 элементы несущей системы, так что её поведение в воздухе оказывается предсказуемым для тех, кто освоил предшествующую модель. Однако полностью новая кабина меняет представление о полёте. Интегрированный комплекс авионики Garmin G1000H обеспечивает навигацию, радиосвязь. С помощью двух дисплеев с диагональю 10,4 дюйма можно осуществлять планирование полётов, наблюдать за движущейся картой, оценивать работоспособность систем. Опциональные режимы помогают выполнять полёты, повышая ситуационную осведомлённость: информируют о рельефе местности, предупреждают о риске столкновения с поверхностью, информируют о находящихся поблизости воздушных судах, оснащённых ответчиками ADS-B. Применение полностью цифровой системы управления двигателем типа FADEC существенно упрощает управление силовой установкой.

Под стать “электронному” вертолёту и средства обучения. Расположенная в американском Форт-Уорт (Техас) лётная академия Bell (Bell Training Academy) предлагает курсантам полный курс подготовки на Bell 505 Jet Ranger X. В распоряжении учебного центра два вертолёта, а также новейший тренажёр. Специфика этого симулятора заключается в том, что он, не будучи полностью подвижным, всё же существенно превосходит многие аналоги по достоверности ощущений от полёта. Стоит “запустить двигатель”, как кабина симулятора начинает раскачиваться взад-вперёд в такт набирающему частоту вращения несущему винту. Характерные для вертолёта вибрации и шумовые эффекты дополняются весьма детализированной и реалистичной картинкой, создаваемой системой закабинной визуализации. И хотя тренажёр не имеет полноценной системы подвижности, по отзывам курсантов ощущения очень близки к тем, которые можно получить в реальном полёте. Но что самое важное – на тренажёре можно безопасно отрабатывать различные отказы и особые случаи, происходящие в полёте. Поэтому желающие могут попрактиковаться в пилотировании при отказах матчасти, усугубив эти проблемы ветром или ливнем.

Обычная недельная программа начальной лётной подготовки пилотов Bell 505 включает теоретическую часть, два часа на тренажёре и три полёта на реальном вертолёте. Нагрузка на машины достаточно большая: за первый год налёт составил по 500 часов на каждый из бортов, причём, если в 2017 году Bell Training Academy выпустила 55 курсантов, отучившихся на 505-й машине, то в 2018 году их количество почти удвоилось.

Впрочем, с учётом планов по выпуску от 150 до 200 вертолётов в год, мощностей только одного учебного центра будет недостаточно. В азиатском регионе крупнейший центр расположен в Сингапуре, в то время как европейские клиенты могут обратиться в компанию Heli Protection Europe. Её учебный центр, расположенный на юге Франции, имеет сертификат, выданный Росавиацией 15 октября 2019 года.

Школа ТОиР нового поколения

Родство с популярным Bell 206 помогает переучиться на новый тип воздушного судна не только пилотам, но и техническому персоналу. Но для кого-то Bell 505 Jet Ranger X может стать первым вертолётом, который нужно будет обслуживать. Поэтому большое внимание уделяется созданию интерактивного учебного материала, изучение которого в компьютерных классах позволит курсантам получить детальное представление о конструкции воздушного судна и его основных агрегатов, а также отработать отдельные сервисные операции.

Компанией Bell создана программа Unity, которая использует детальные 3D модели вертолёта. Возможность взглянуть на каждый отсек, агрегат с разных ракурсов и с различным увеличением создаёт эффект присутствия. Если ранее техникам нужно было ознакомиться со схемами и иллюстрациями, а потом долго искать соответствие между учебными материалами и натурными агрегатами, то теперь процесс обучения ускоряется и упрощается. В ряде случаев есть возможность увидеть конструкцию с таких ракурсов, которые для настоящего вертолёта невозможны без частичной разборки: на мониторе можно сделать отдельные узлы “прозрачными”, открыв обзор на расположенные за ними элементы. Конечно, большими преимуществами компьютерных средств обучения являются мобильность и возможность быстрого развёртывания. Установленная на ноутбуке программа Unity доступна практически в поле.

Тем не менее, как бы далеко ни шагнули технические средства, отказаться от учебных центров и перейти на дистанционное обучение невозможно. Российским пользователям доступно обучение как в США, в Форт-Уорт, так и непосредственно в России. На подмосковном вертодроме “Горка” действует одноимённый авиационный учебный центр, осуществляющий дополнительную профессиональную подготовку по программам повышения квалификации “Подготовка инженерно-технического персонала по техническому обслуживанию вертолёта Bell 505 с двигателем Arrius 2R” с квалификационными отметками B1.3 и B2. Соответствующее приложение к сертификату АУЦ выдано Росавиацией 28 октября 2019 года.

Сервис в России и по всему миру

Компания Bell за минувшие десятилетия сумела создать мощную сеть из более чем ста сервисных центров, обеспечивающих поддержку эксплуатантов в 34 странах, в том числе 20 центров расположены в Европе. В значительной степени этот потенциал будет доступен и владельцам Bell 505. В частности, в октябре 2019 года “Казанское авиапредприятие” получило допуск на выполнение техобслуживания Bell 505.

Со слов генерального директора АО “Казанское авиапредприятие” Магомеда Закаржаева, ранее компания освоила обслуживание нескольких моделей вертолётов американского производителя: Bell 206B3, 407, 427,429 и 430. Подготовка к освоению нового типа предполагала обучение персонала, закупку специального оборудования и инструмента, а также формирование склада запасных частей. М. Закаржаев подчеркнул, что сегодня на складе размещаются более чем 300 позиций, а суммарные инвестиции (с учётом обучения трёх инженеров по летательному аппарату и двигателю и трёх – по авиационному и радиоэлектронному оборудованию) составили порядка 4 млн рублей. Обучение специалисты авиапредприятия проходили в Форт-Уорте и Сингапуре.

Компания уже “познакомилась” со всеми тремя ввезёнными в Россию воздушными судами этого типа: уже в России были собраны и облётаны вертолёты, а также выполнены первые календарные формы периодического техобслуживания. По отзывам специалистов предприятия, основные виды работ во многом повторяют программу технического обслуживания вертолёта Bell 206B3 в силу того, что вертолёт Bell 505 был построен на базе 206-го, и большое количество компонентов было взято со старшей, хорошо зарекомендовавшей себя модели. При этом была внедрена современная система обслуживания MSG-3, которая обеспечивает существенное уменьшение трудоёмкости выполнения работ без снижения уровня безопасности полётов. Также специалисты отмечают, что машина имеет удобные подходы к зонам обслуживания, на вертолёте есть много легкосъёмных капотов и панелей, что делает процесс технического обслуживания максимально удобным.

По словам гендиректора АО “Казанское авиапредприятие”, со всеми тремя собственниками вертолётов заключены контракты на техническое обслуживание, в рамках которых владельцы имеют доступ к полной гарантийной и послегарантийной поддержке.

И производитель вертолёта, и разработчик двигателя – компания Safran Helicopter Engines – предлагают своим клиентам сервисные программы. Решение Customer Advantage Plan от Bell обеспечивает прогнозируемые расходы на поддержание с фиксированной ставкой за лётный час, приоритетный доступ к деталям и агрегатам, а также простое планирование работ. В свою очередь, Safran ещё в марте 2017 года подписала первый контракт 5Star Plan на поддержку двигателей первых двух вертолётов, поступивших в Bell Training Academy. 5Star Plan рассчитан на компании, эксплуатирующие до пяти вертолётов. В пакете – пять уровней услуг, включая запланированные и внеплановые мероприятия, доступ к возвратно-обменному пулу запчастей и подменным двигателям, продление гарантийных обязательств и поддержку.

Наконец, в соответствии с современными тенденциями, Bell обеспечивает эксплуатантам 505-й модели доступ к порталу, на котором размещены технические публикации, а также технические и сервисные бюллетени.

Сегодня в России зарегистрировано три вертолёта Bell 505 Jet Ranger X, но вскоре парк машин этого типа увеличится. По оценкам Сергея Филатова, регионального директора Bell по России и странам СНГ, в ближайшие годы ожидается поставка в наш регион нескольких десятков этих вертолётов, а география их использования расширится. Так что вслед за увеличением флота в России появятся и новые провайдеры услуг, обеспечивающие качественные, оперативные и доступные по цене сервисы.

Партнерский материал

Views:

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *