«Суперджеты» и МС-21 хотят переименовать

Российским гражданским самолетам хотят присвоить новые названия, чтобы избавиться от нынешнего «зоопарка». «Ребрендинг заключается в том, чтобы правильно сформировать это целевое рыночное позиционирование структуры, которая будет заниматься созданием, производством и продажей гражданских самолетов,» — сказал глава Объединенной Авиастроительной Корпорации Юрий Слюсарь. Проще говоря, ближнемагистральный самолет будет условно называться «Добролёт-100», а не «Сухой Суперджет 100», среднемагистральный — «Добролёт-300», а не «МС-21», дальнемагистральный — «Добролёт-500», а не «Ил-96». «Добролёт» — условное название, на самом деле выберут что-то более краткое, ёмкое и, главное, однозначно транслитерируемое на большинство других языков мира, чтобы не получился «Доброльйот». Подойдет и аббревиатура, только, конечно, не ОАК, чтобы не было ассоциаций с деревом (Oak на английском означает «Дуб»). Почему так:

Российские традиции нейминга самолетов отличаются от мировых. Это связано с самой структурой авиапрома в советские времена. Если на Западе каждая частная компания, как правило, берет на себя полный цикл: от разработки до финальной сборки (конечно, с заказом компонентов у смежников), то в СССР конструкторские бюро были сами по себе, а авиазаводы — сами по себе, первые готовили документацию, вторые занимались производством. Самолеты называли по фамилии главного конструктора, добавляя числовые индексы как бог на душу положит: не было единой системы обозначений, как в автопроме, благодаря которой мы понимаем, что ВАЗ-1118 — маленький легковой автомобиль, а ЛиАЗ-6213 — большой автобус-гармошка.

И если в советские времена такой подход был уместен (самолеты Ту проектировались под руководством лично Туполева, Ил — лично Ильюшина, Ан — лично Антонова и Як — лично Яковлева, а основным рынком был внутренний да соцстраны), то сейчас Павел Осипович Сухой никакого отношения к разработке «Суперджета» не имеет, а ОАК контролирует и разработку, и производство, объединяя разные КБ и заводы. Уильям Боинг, впрочем, тоже не разрабатывал 737 MAX, но тут уже стоит обратить внимание на традиции происвоения названий в разных культурах. На Западе бренд в виде фамилии основателя — вполне привычная и естественная ситуация: от чипсов Lay’s до компьютеров Dell и автомобилей Opel или Ford. У нас же традиционно в ходу географические названия или общеупотребительные слова: если автомобиль, то «Жигули» или «Волга», если велосипед, то «Кама» или «Орлёнок», если телевизор, то какой-нибудь «Витязь» или «Радуга». Причем для экспорта придумывали другой бренд: именно так «Москвич» превратился в Elite, а «Жигули» стали Lada.

Если же пытаться копировать западные традиции, то получается смешно и нелепо, как какой-нибудь Тинькофф. Поэтому, скорее всего, выберут какой-нибудь «Irkut» (это название уже присвоено МС-21) или придумают что-то подобное.
Иностранные корпорации тоже переименовывают самолёты: так, например, McDonnell-Douglas превратился в Boeing 717, а самолет Bombardier стал Airbus A220.

Views:

11 comments for “«Суперджеты» и МС-21 хотят переименовать

  1. Михаил
    30/12/2019 at 20:07

    Putin 1, 2, 3…

  2. Йорген
    13/01/2020 at 13:56

    То есть аэропорт имени Пушкина – это нормально. А самолет Туполева – это странно, он же помер давно.

  3. Злодей
    13/01/2020 at 19:59

    А они не пробовали не название сменить, а поднять качество, улучшить технологии, обеспечить безопасность, коммерческую привлекательность и т.д.?

  4. Александр
    14/01/2020 at 18:02

    Отдать прерогативу наименования аппаратов проектировщику….

  5. Igor
    15/01/2020 at 04:28

    Т.е. Боинг это нормальное название для самолёта, а Туполев, Ильюшин или Яковлев это ненормально? Автор, убейся лбом об стену!

  6. Мимохожий
    18/01/2020 at 20:01

    А чё тут долго думать? – Есть ОАК, под этим именем поставлять за рубеж, для внутреннего рынка переведём как “ДУБ”

  7. Иван
    19/01/2020 at 19:00

    Тинькофф, конечно, очень смешно…))

  8. Денис
    22/01/2020 at 13:59

    Чего тут мудрить? Перспективный широкофюзеляжный самолёт называется CR-929 (C – China, R – Russia). Соответственно, самолёт российского производства может называться R-100, 150, 200 и т.д.

  9. Vladis
    26/01/2020 at 22:48

    Как в том анекдоте:
    Когда у моего деда в Одесском доме терпимости дела шли плохо он бл*дей менял, а не кровати двигал !

  10. Starter
    17/02/2020 at 05:49

    Самым правильным было бы наименование МС-21 в честь “Иркута”, да и звучит хорошо: IK-525-200, IK-525-300…

  11. Александр
    17/02/2020 at 10:39

    Когда коту делать нечего, он … самолеты переименовывает.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *