В самолетах появятся дежурные врачи

Авиаотрасль “не на подъеме”: перевозчики балансируют на грани банкротства и  прибыльности. Чтобы повышать доход с каждого полета нужно либо увеличивать пассажиропоток, либо искать подходы в работе с клиентами. 

Уже работающее решение — бонусные программы авиакомпаний. Но если разобраться, они работают не так эффективно, как могли бы, потому что пассажиры неоднородны. Есть возможность пойти дальше — сегментировать пассажиропоток и предложить повышенные мили или другие бонусы отдельной категории, которая будет заинтересована в сотрудничестве с компаниями напрямую. Например, медработникам.  Так можно решить актуальную проблему  —  отсутствие медицинского специалиста на рейсе. Конечно, сейчас в полете согласно п. 95 Приказа Минтранса России от 28 июня 2007 года первую помощь может оказать экипаж,  но кому лучше доверить свое драгоценное здоровье, как не врачу?

 В 2013 году ученые из Медицинского центра Университета Питтсбурга провели исследование  и опубликовали его в журнале медицины (NEJM). По их статистике, потребность в оказании неотложной медицинской помощи  на борту самолета возникает на каждом 604-ом рейсе. Каждый день во всем мире на борту 160 рейсов необходим медработник, за год фиксируется около 44 000 неотложных состояний в полете. 

Идея решать  проблему внедрением бонусной программы для врачебного сообщества  не нова. Так работают Lufthansa, Austrian Airlines и SWISS. Если на борту этих компаний требуется медицинская помощь, помогают специалисты, присоединившиеся к их общей программе «Доктор на борту». Информация о специализации врачей-участников записывается в профиль Miles & More — программы лояльности для часто летающих пассажиров, и когда он летит каким-то рейсом, экипаж об этом знает и в случае необходимости первой помощи бортпроводники обращаются к нему. Если на рейсе несколько врачей, возможен медицинский консилиум по различным областям знаний. Бонусы, которые получают медработники, участники программы, весомы: более 5000 наградных миль на следующий рейс, багажная этикетка «Доктор на борту», промокод на 50 евро на покупку следующего билета, регулярные специальные акции и возможность пройти курс, который проводит медицинская служба Lufthansa в сотрудничестве с Немецкой академией авиационной медицины, и т.п. 

Уже 11 000 медработников немецкоязычных стран участвуют в программе лояльности медицинских специалистов.  Кроме того, Lufthansa использует мобильную систему ЭКГ с телемедицинской поддержкой на всех дальних рейсах. 

В России из-за больших расстояний внутренние рейсы часто достаточно длительные. В таком случае врач на борту может быть востребован не один раз. Сейчас делаются попытки скопировать зарубежную инициативу, но российской программе для врачей мешает неразбериха в законодательстве. 

Идеи программы лояльности для медработников прокомментировал практикующий юрист, Председатель МКА «Аронов и Партнеры», Александр Аронов: «Проект интересен, но он наверняка потребует внесения изменений в действующее правовое регулирование. В соответствии с законодательством медицинскую помощь имеют право оказывать только медицинские организации. Первую помощь же, могут или в некоторых случаях, обязаны оказывать граждане, юридические лица, не являющиеся медицинскими организациями или работниками. Сейчас не существует порядка оказания медицинской помощи в самолете, так как на борту воздушного судна оказывается только первая помощь. Тем не менее, методические рекомендации Росавиации «Обеспечение воздушных судов гражданской авиации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями» предусматривают возможность привлечения пассажира, имеющего медицинское образование, к оказанию первичной медико-санитарной помощи. К сожалению, данные рекомендации не являются нормативным правовым актом и не имеют обязательного значения.

На Boeing 747-400 у Lufthansa есть даже целая палата!

Далее, при реализации проекта необходимо будет решить вопрос оформления отношений с медицинскими работниками  —  участниками бонусной программы для того, чтобы устранить риски привлечения медицинских работников к ответственности.

Такое возможно, если, по моему мнению, медицинские работники будут принимать участие в проекте по собственной воле. Они должны пройти созданный для этого инструктаж (подготовку), а их поощрение будет не материальным. Например, начисление дополнительных миль в бонусной программе авиакомпании».

С одной стороны закон не готов к внедрению бонусной программы для медработников, с другой стороны, врачебное сообщество готово к оказанию первой помощи в полете. Об этом говорят результаты опроса компании “Медицинские информационные решения” (МИР),  проведенного  в период с апреля по май 2019 года. В нем участвовали 12 418 медработников. Они высказались на тему возможности их участия в программе лояльности авиакомпаний “Врач на борту”. 4335 врачей-специалистов выразили безусловную готовность участия, а еще 3902 согласились, предварительно оговорив, что придирчиво взвесят условия программы. 1152 медработника вспомнили, что ранее оказывали медицинскую помощь на борту, еще 6632 человека не делали этого, потому что их об этом не просили.  

 Статистика Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ) 2018 года показывает, что в среднем ежемесячно экипажи сталкиваются с 15 случаями ухудшения состояния здоровья пассажира, которое требует экстренной посадки. Непредвиденное приземление на территории России обходится российской авиакомпании в 300 тыс. рублей, за границей — до 200 тыс. долларов.  Сделав нехитрые расчеты, получим, что авиаотрасль только за прошлый год потеряла до 36 млн. долларов на экстренных посадках самолетов за границей.  Опрошенные медработники, оказавшие помощь в полете, сэкономили перевозчикам больше 230 млн. долларов.

Мнение врачей резюмировал генеральный директор компании МИР, автор сервиса поддержки принятия врачебных решений “Справочник врача” Константин Хоманов: “Наша аудитория  —  580 тысяч специалистов, это 2/3 всех медработников страны. Часто проводим для них опросы на разные темы и в курсе настроений и потребностей медицинского сообщества.  Сейчас мы четко фиксируем их готовность к сотрудничеству с авиакомпаниями. 

Я вижу большие перспективы  развития программы priority “Доктор на борту”. Врачи готовы. Пассажиры в выигрыше от полетов в компании медработников. Дело за перевозчиками. Поэтому мы, совместно с СПАО «Ингосстрах», создали инициативную группу по реализации программы лояльности для врачей.  Сейчас мы находимся в активной фазе переговоров с крупнейшими российскими авиакомпаниями.  Есть идеи, кто может выступить в роли партнера по образовательной части проекта. “Ингосстрах”, в свою очередь поможет  защитить действия врачей в полете».

«Концепция priority для врачебного сообщества на борту самолета нова для российского рынка и тем интересна. Сейчас наша компания страхует профессиональную ответственность медработников по инициативе самих специалистов или медицинских организаций. И мы готовы поддержать программу лояльности для медработников на борту самолетов. Страхование профессиональной ответственности врачей — самый эффективный способ защитить специалиста от последствий возможных врачебных ошибок на земле и в воздухе», — говорит Дмитрий Шишкин, начальник управления страхования ответственности СПАО «Ингосстрах».

Необходимость создания priority  программы для врачей на борту не вызывает вопроса.  Остается вопрос, кто первый из российских авиакомпаний догадается “снять PR-сливки” — подарит европейский уровень безопасности здоровья пассажирам на борту и при этом существенно сэкономит?

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии