Boeing научила летать на 737 MAX и не падать

После катастрофы первого Boeing 737 MAX в Индонезии компания-производитель разослала авиакомпаниям-эксплуатантам этого типа рекомендации с напоминанием об особенностях машины. В частности, из-за неправильных показаний датчиков углов атаки автоматика пытается не допустить сваливания самолета и переставляет хвостовой стабилизатор на пикирование. Что такое сваливание? Объясняем на пальцах.

Сваливание происходит при превышении критического угла атаки. Угол атаки — это угол между продольной осью самолета и набегающим потоком воздуха. Проще всего понять принцип, высунув ладонь из окна движущегося автомобиля так, чтобы передний край ладони был выше заднего. Вы почувствуете, как воздух поднимает руку вверх. Повернете край ладони еще выше вверх — и руку потянет вверх еще сильнее. Но если поворачивать ладонь дальше, то в какой-то момент ее просто резко откинет назад.

У самолета, в отличие от руки, есть еще и двигатели. Но это же не ракета и их мощности не хватит на то, чтобы лететь, невзирая на гравитацию. Грубо говоря, двигатель не тянет самолет вверх: он тянет его вперед (как машина, в которой вы едете, тянет вашу руку вперед), а набегающий поток воздуха уже создает подъемную силу на крыле за счет его особой формы. Подъемная сила зависит от угла атаки и скорости, и диапазоны этих углов сильно ограничены. При увеличении угла атаки и снижении скорости подъемная сила падает, это и называется сваливанием. Если из этого состояния своевременно не выйти, самолет упадет.

На военных самолетах с большой тяговооруженностью можно сделать «Кобру Пугачева», самолет удерживается в таком положении за счет тяги двигателей. Гражданские самолеты так не умеют.

Для того, чтобы пилоты вовремя среагировали, на большинстве современных самолетов имеется сигнализация сваливания. В частности, на Boeing-737 начинает вибрировать штурвальная колонка.

Соответственно, для выхода из сваливания нужно уменьшить угол атаки и увеличить скорость. Для этого в большинстве случаев достаточно направить нос самолета вниз. Под действием гравитации самолет разгоняется и возвращается к нормальному полету с некоторой потерей высоты. При неправильных показаниях датчиков углов атаки (а также скорости) это и пытается сделать автоматика 737 MAX.

Boeing напоминает, что при неправильных показаниях датчиков необходимо выполнять предусмотренные производителем на этот случай стандартные процедуры, описанные в инструкциях (руководствах по летной эксплуатации). Эти процедуры существуют для практически всех возможных видов отказов. Отзыва самолетов не планируется.

Процедура называется Runaway Stabilizer, подробнее — на видео (оно про 737 Classic, но суть та же):

В России единственным эксплуатантом Boeing 737 MAX пока является S7 Airlines. Там подтвердили получение рекомендаций. «Мы получили рекомендации от Boeing, приняли информацию к сведению и проинформировали специалистов, которые работают с Boeing 737 Max. Никаких дополнительных действий со стороны авиакомпаний не требуется», — комментирует пресс-служба авиакомпании.

 

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Comment
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
azam
azam
5 лет назад

выход один крен влево ли право 35 -45 градусов самолет в перпендикуляр или вверх тормашкой есть 1-2 минуты исправить все и обесточить вс тем самым отключить рулевые машинки хвостового оперения на су 27 миг 35 ребята проделывают перевороты то есть як 18 нужен в начале обучения или вам писец