“Россия” взлетела на падающем рынке

Авиакомпания “Россия” подвела итоги деятельности в январе 2015 года, которые можно смело назвать впечатляющими. На фоне общего падения рынка авиаперевозок год-к-году на 1-2% петербургская “дочка” “Аэрофлота” продемонстрировала значительный рост пассажирооборота. Он вырос с 578,68 до 741,88 млн пассажирокилометров, то есть, на 28,2%. Количество выполненных рейсов возросло с 3566 до 4218 (+18,3%), из них на международных линиях 1483 против 1231 (+20,5%) и 2735 против 2335 на внутренних (рост 17,1%). Пассажиропоток увеличился на 27,2% – с 298164 до 379310 пассажиров, из них на международных линиях 131427 (+2%), и 247883 на внутренних – то есть, рост достиг аж 46,4%!

“В 2014 году рост пассажиропотока на рынке пассажирских перевозок в а/п Пулково наблюдается положительная динамика по отношению к 2013 году + 11% прироста.  При этом тренд авиакомпании «Россия» + 12%. То есть компания росла быстрее рынка. В 2014 году на рынке РФ из а/п Пулково рост пассажиропотока «России» наблюдался в московские аэропорты, Симферополь, Сочи, Архангельск, Краснодар, Новосибирск и др. Расписание полетов 2014 года было усовершенствовано не только за счет ввода новых рейсов (Минск, Сургут, Благовещенск из Москвы), но и увеличения частотности полетов по самым популярным направлениям. Большинство рейсов стали ежедневными. В летнем сезоне произошло существенное увеличение частотности вылетов в Анапу, Пермь, Екатеринбург, Самару. Ежедневными стали также рейсы в Вену, Тель-Авив, Стокгольм, Стамбул, Ларнаку, Ираклион, Бургас и Варну, все рейсы в города Германии (Берлин, Мюнхен, Гамбург, Дюссельдорф, Франкфурт). В текущем зимнем сезоне частотность полетов увеличена по 19 направлениям”, – комментирует пресс-служба авиакомпании.

sdm

Между тем по ряду направлений, в первую очередь западноевропейских, наблюдается спад пассажиропотока с заполняемостью в ряде случаев менее 25%. По словам Василия Николаевича Мешкова, генерального директора авиакомпании “Россия”, на наиболее убыточных направлениях может быть снижена частотность выполнения рейсов, однако пока таких планов нет; пока что проблему удается решать перераспределением парка воздушных судов. Те или иные типы ВС не закреплены за определенными направлениями; при этом у “России” имеются самолеты разной вместимости: и маленькие Ан-148, и средние A319 и A320, и большие Boeing 767-300. Последние, правда, как раз задействованы на запущенном в 2014 году конкретном направлении Шереметьево-Благовещенск; экипажи на эти рейсы каждый раз прилетают из Санкт-Петербурга регулярными рейсами “Аэрофлота”.

Дело в том, что Игнатьево (аэропорт Благовещенска) имеет специфические особенности (короткая узкая ВПП и ограниченные размеры стоянок), в силу которых из широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров может принимать Boeing-767, а “Аэрофлот” свои старые “Боинги” уже списал, в то время как к приему более крупных Boeing-777 и Airbus A330 аэропорт не допущен.

Кроме того, в 2014 году были запущены рейсы из Домодедово в Ниццу, т.к. на данном направлении есть спрос со стороны пассажиров, прилетающих в Москву из уникальных для Домодедово регионов России (речь о пассажирах Саравиа, Ижавиа и прочих мелких региональных авиаперевозчиков).

Правда, с сохранением частотности есть один нюанс: “Россия” на направлениях со сниженным пассажиропотоком и большим количеством пар рейсов (вроде Москвы) практикует их “сдваивание”, а по-научному “оперативную коррективку”. То есть, например, более ранний рейс задерживается, все пассажиры летят на следующем (на котором тоже небольшая загрузка), и один физический самолет летит двумя рейсами с разными номерами одновременно. Это несколько снижает показатели пунктуальности (хотя “Россия” уже второй год подряд является наиболее пунктуальным авиаперевозчиком в стране, обходя материнскую компанию), но зато позволяет сохранять рентабельность. Напомним, в 2014 году “Россия” достигла прибыльности по РСБУ.

Из успехов “России” в 2014 году стоит отметить также достижение рекордного показателя в 5,2 млн перевезенных пассажиров (рост 13,1% по сравнению с 2013 годом, правда, за счет внутренних линий, т.к. на направлениях в СНГ поток упал на 123 тыс. пассажиров, а на дальнем зарубежье — на 76 тыс.) и рост производительности труда: 1,45 млн пассажиров на 1000 сотрудников, что в полтора раза превосходит показатели ведущих европейских авиакомпаний. Пассажирооборот в 2014 году вырос на 10,5% до 10,15 млн пассажирокилометров, а рейсов было выполнено на 9,8% больше: 50975. Важным является увеличение количества трансферных пассажиров на 8%: их было 776641, что составляет около 15% от общего числа. Столь высокая доля O&D-трафика объясняется, во-первых, тем, что базовый аэропорт “Пулково” стал относительно удобным для трансферов только после открытия нового терминала в 2014 году и перевода в него международных рейсов из расположенного в другом месте Пулково-2 (хотя значительная часть рейсов на МВЛ выполнялась “Россией” из “Пулково-1” еще до этого). Во-вторых, на трансферный пассажиропоток через Шереметьево ориентирован в первую очередь “Аэрофлот”, а уникальные направления “России” из Пулково, которых нет у материнской компании, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Тем не менее, стратегия развития авиакомпании “Россия” предусматривает создание на базе Пулково регионального хаба для СЗФО, который должен стать ключевым перевозчиком для региона, интегрированного в общую маршрутную сеть группы «Аэрофлот». В ходе реализации этой стратегии «Россия» отказалась от рынка чартерных перевозок, сохранив их только для полпреда Президента РФ в СЗФО (требованием заказчика является использование ВС отечественного производства, то есть, речь идет об Ан-148), а также ЦСКА и «Зенита». С футбольным клубом в мае 2014 года был подписан договор о сотрудничестве; в апреле 2015 года будет выпущена кобрендинговая сувенирная продукция. При этом один «сувенир» в виде A319, раскрашенного в цвета «Зенита», уже летает с пассажирами.

Скриншот 2015-02-13 12.24.28

За 2014 год «Россия» приобрела в лизинг 4 самолета семейства A320, а 2 наиболее возрастных вернула. Сейчас у авиакомпании 36 бортов, из которых 3 «Боинга-767-300», 6 «Анов-148», 16 Airbus A319 и 11 A320. В 2015 году планируется приобрести еще два A320.

Также в 2015 году будет развиваться магазин на борту (собственно, он только-только появился в конце января), изменится бортовое питание и обновится форменная одежда для персонала.

Маршрутная сеть будет включать 59 направлений, из них 24 на ВВЛ и 35 на МВЛ, из них 13 — по странам СНГ, которые приносят авиакомпании наибольшую прибыль. В летнем расписании предусмотрены ежедневные полеты в Сургут и Кишинев.

Илья Шатилин

Views:

Post navigation

0 0 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest
0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии