О том, на какую еду можно раccчитывать на борту самолета и какое бывает специальное питание, мы рассказали вчера, а сейчас давайте перейдем к конкретике, чтобы было понятно, чем вообще это спецпитание может отличаться от обычного.
Взять, например, Аэрофлот как самого крупного российского авиаперевозчика. Поехали. То есть, полетели. Заказываем GFML — питание без глютена. Вообще русскому человеку непонятно слово «глютен», и мало кто знает русское слово «клейковина», которое обозначает то же самое. Так вот, это собирательное понятие, обозначающее белки злаковых растений: пшеницы, ржи, овса и ячменя. В пшеничной муке этой самой клейковины содержится около 80%.
Так вот, существует генетическая непереносимость клейковины — это заболевание, именуемое целиакией. Заболевание довольно массовое — им страдает, в зависимости от региона проживания, от 0,3 до 1% людей — то есть, каждый сотый-трехсотый. Единственным способом лечения является пожизненное соблюдение аглютеновой диеты, в основе которой — отказ от злаковых культур и, соответственно, всего мучного. В этом и заключается главное отличие спецпитания GFML от обычного: вместо хлеба и булочек в нем содержится бездрожжевой хлебец из рисовой муки, на гарнир к горячему — никаких макарон, а рис; на сладкое — никаких бисквитов, кексов и пирожных, а, например, шоколадка.
В остальном все стандартно: салатик из свежих овощей и чего-то отдаленно похожего на буженину, в касалетке — рыба с рисом и томатным соусом, парой кусочков морковки и капусты брокколи.
Переходим к LCML — низкокалорийному питанию. Идея в том, чтобы заполнить желудок, создав ощущение сытости, но не получить излишней энергетической ценности, которая, не будучи израсходованной, впоследствии будет свисать у вас с боков. Тут нужно вспомнить, что основной источник энергии в пище — это углеводы, а те, кто худеет, рассчитывая ежедневные «углеводные единицы» по всяким «кремлевским диетам», стараются употреблять их как можно меньше. Суть метода похудения в том, что когда организму не хватает углеводов, получаемых извне с пищей, он начинает извлекать энергию из ранее накопленных жировых запасов. И если в этот момент начать есть калорийную пищу, то процесс может приостановиться: и вот тут-то и пригодится низкокалорийная диета!
На коротких рейсах, где в «Аэрофлоте» обычно дают большой нажористый круассан, при выборе LCML его заменяют на булку из темной муки с отрубями. Такая булка, конечно, тоже калорийна, но не настолько, к тому же отруби имеют свойство заполнять желудок и создавать то самое ощущение сытости. На длинных рейсах тоже происходит замена «белой» булочки на серую, а мясо в овощном салате меняют на курицу, она менее жирная. На второе, тем временем, приносят такую же, как и «безглютеновым» пассажирам, рыбу с рисом и овощами. Правильно, в макаронах и картошке много углеводов. Хотя и в рисе их предостаточно, но это просто меньшее из трех существующих зол. Ну и ничего сладкого, конечно.
И, на закуску, давайте съедим HNML: индуистское невегетарианское (Хинду) на коротком рейсе. Индуистам нельзя говядины и свинины, поэтому в традиционном аэрофлотовском бутерброде ее заменяют на небольшой кусок курицы. Отличается немного и сама булка — она испечена из чего-то похожего на бездрожжевое тесто.
Вот и вся «специальность». Впереди еще много разных видов — оставайтесь с нами =)
Илья Шатилин