Мосгорсуд признал незаконным «двойные стандарты» авиакомпании «Победа», которая одним пассажирам разрешает провозить ручную кладь размерами 36х30х27 см, а другим – 36х30х4 см. Вторая норма – просто троллинг для знающих российские законы, которые разрешают провозить определённые предметы из «неприкосновенного списка» ФАП: рюкзаки, портфели, дамские сумки, букеты цветов, верхнюю одежду, костюмы в портпледе, детские переноски, костыли, трости и т.п., а также товары из магазина Duty-Free. При этом авиакомпания по закону может ограничивать только размеры рюкзаков и пакетов из «дьютика», остальная же ручная кладь является «безразмерной».
Формально лоукостер имеет право устанавливать любые нормы, но в 36х30х4 см поместится разве что книжка или папка для бумаг – то есть, эта норма намеренно заградительная, и введена она была для того, чтобы пассажир не тащил с собой и разрешённые 36х30х27 см, и портфелище, лишь бы не платить за багаж. Пакет же из «дьютика» ограничивали 10х10х5 см, чтобы можно было взять флакон духов, а литр вискаря на борт бы не проходил. Суть бизнес-модели лоукостера, естественно, в том, чтобы пассажир всё-таки заплатил за дополнительные услуги.
Однако теперь суд назвал эту практику «злоупотреблением своим правом», потому что нормы ручной клади «крайне малые и необоснованные», что приводит к невозможности использования этой нормы пассажирами. Как говорится, на четвёртый день индеец Острый Глаз увидел, что нет одной стены: 4 сантиметра и были придуманы как формальность, чтобы юридически подкованные пассажиры не тащили лишнего.
«Победа», в свою очередь, отбивается безопасностью: габариты 36х30х27 были взяты не с потолка, а получены делением объёма багажных полок Boeing 737-800 на количество пассажиров, чтобы всем хватило места на полках – мол, это безопасно. Размещение ручной клади под сиденьями впереди стоящих кресел декларируется небезопасным, т.к. может затруднить эвакуацию – хотя во всех других авиакомпаниях таких ограничений нет, так что небольшие габариты «ручки» – это, как и у всех лоукостеров, стимулирование покупки услуги перевозки багажа.
Суд парирует: раз кому-то можно перевозить 36х30х27, значит, это безопасно, и такая норма должна действовать для всех. В итоге «Победе» предписали установить норму бесплатного провоза ручной клади в виде одного места габаритами не менее 36х30х27 см и весом не менее 5 килограмм и норму к товарам из магазинов Duty Free, упакованным в запечатанный (опломбированный) пластиковый пакет габаритами не менее 24×32 сантиметров: просто потому, что других пакетов в магазинах нет, это международный стандарт ИКАО.
Решение суда вступит в силу 3 июля, до этого момента «Победа» может его оспорить в суде вышестоящей инстанции и, конечно, будет это делать: «Решение суда не вступило в законную силу. Мы будем оспаривать данное решение в установленные законом сроки. Отметим, что наши габариты провоза ручной клади определены в соответствии с рекомендацией производителя наших воздушных судов — компании Boeing и рассчитаны исходя из деления объема багажных полок на число пассажирских кресел для безопасного и максимально комфортного размещения клиентов на борту с учетом нашей традиционно высокой загрузки рейсов — 95%», – комментирует пресс-служба авиакомпании.
Если оспорить решение не удастся, то выпадающие доходы от услуги перевозки багажа «Победа» теоретически компенсирует за счёт роста цен на билеты и услугу перевозки багажа, чтобы вы платили и за себя, и за того парня. Однако из-за динамического ценообразования сделать это не так просто: рост цен ведёт к снижению спроса и, соответственно, падению цен. Более реальная альтернатива – это перевозить больше коммерческого груза на регулярных рейсах, хотя тут возможности роста ограничиваются максимальным взлётным весом и расходом топлива.