Группа «Аэрофлот» готовится завершить страховое урегулирование по 36 воздушным судам, что позволит снять с них двойную регистрацию и расширить возможности для международных перевозок. Генеральный директор авиакомпании Сергей Александровский в интервью «Коммерсанту» пояснил, что процесс урегулирования с иностранными лизингодателями находится в завершающей стадии, а коммерческие условия уже согласованы. Ожидается, что сделки будут закрыты в период с мая по июль, после чего в распоряжении группы окажется 228 самолётов без двойной регистрации — практически весь парк, за исключением воздушных судов, принадлежащих бывшим иностранным структурам российских банков.
Сейчас в бермудском реестре (последние данные датируются серединой марта) числится 36 самолётов «Аэрофлота», в основном Airbus A320 и A321, а также Boeing 737, но есть 4 Boeing 777, два Airbus A350 и один A330.
Хотя термины «страховое урегулирование» и «двойная регистрация» часто используются вместе, между ними есть важное различие. Страховое урегулирование предполагает финансовые договорённости с лизингодателями и страховщиками, в то время как двойная регистрация означает, что самолёт числится одновременно в реестрах России и другой юрисдикции, например Бермуд или Ирландии. Юридические риски при полётах за границу создаёт и то, и другое, поэтому требуется и урегулирование прав собственности, и снятие двойной регистрации — после этого самолёты могут без ограничений использоваться на международных рейсах.
Александровский подчеркнул, что урегулирование финансируется за счёт собственных и заёмных средств «Аэрофлота», включая недавний облигационный заём, без привлечения государственной поддержки. При этом сумма сделки остаётся коммерческой тайной, но, по его словам, она ниже рыночной стоимости самолётов и принесёт компании дополнительный экономический эффект.
Основным результатом дебермудизации станет увеличение частот на уже существующих международных направлениях, а не открытие новых маршрутов. В 2024 году «Аэрофлот» нарастил перевозки на 17%, перевезя 55,3 млн пассажиров, и планирует сохранить аналогичные объёмы в 2025 году. Уже сейчас авиакомпания расширяет программу полётов в Китай, добавляя рейсы из Уфы, Санкт-Петербурга и Казани.
После завершения текущего этапа урегулирования в фокусе «Аэрофлота» останутся самолёты, формально принадлежащие иностранным структурам российских компаний. Их статус пока не определён, но авиакомпания намерена добиваться полной юридической чистоты парка для минимизации рисков. Это позволит группе не только увереннее работать на международных маршрутах, но и оптимизировать эксплуатацию флота в условиях санкций.