Генеральный директор «Аэрофлота» в интервью «Коммерсанту» рассказал о кратном увеличении налёта на «Суперджетах». По его словам, в 2024 году увеличилост число рейсов на этих лайнерах почти на 50%, до 64,5 тыс. «По интенсивности эксплуатации в пиковые отдельные периоды мы выходили на значение 13-14 часов в сутки. А в среднем летали до 8 часов в сутки, что тоже является более чем высоким значением, мы получили кратное увеличение налета», — рассказал Сергей Александровский в интервью «Ъ».
Показатели выглядят очень уж хорошо, особенно с учётом того, что пару лет назад средний суточный налёт на «Суперджетах» в «России» едва превышал 3,5 часа. Объясняется это просто: всё дело в методике подсчёта. 3,5 часа – это был налёт на списочное воздушное судно по итогам месяца. То есть, брали все рейсы всех «Суперджетов» за месяц и делили его на имеющееся количество самолётов с учётом находящихся на различных формах техобслуживания и так далее. Если делить на количество летающих, а не стоящих, то показатель будет выше.
Мы не поленились и посчитали количество летающих машин «России». По состоянию на 11 утра 20 июня 57 самолётов из 78 списочных выполнили крайний рейс сегодня или вчера. А всего в июне совершали рейсы 69 «Суперджетов», два борта не летают с середины апреля и мая соответственно. Один борт (89014) простаивает с августа 2024-го, а ещё шесть даже не имеют СЛГ и давно находятся на хранении в частично разукомплектованном состоянии (89027, 89045, 89046, 89097, 89107, 89111). Что интересно, борту 89027 формально присвоено название «Плёс», однако по факту это единственная машина, до сих пор не перекрашенная из ливреи «Аэрофлота».
Большинство «Суперджетов» используются на программе «Шаттл» между Москвой и Санкт-Петербургом, многие машины успевают совершить по три разворотных рейса в день – вот вам и 8 часов суточного налёта, а если считать не от взлёта до посадки (flight time), а по расписанию (block time), то и того больше. 13-14 часов могут в отдельные дни налетывать некоторые борты, совершающие более продолжительные рейсы, в том числе международные. Впрочем, на МВЛ «Суперджеты» используются уже значительно реже, хотя рейсы из Сочи в Ереван, Анталью, Даламан и Стамбул, а также из Красноярска в Харбин и из Владивостока в Харбин и Шанхай на них сохраняются.
Рекорд налёта на самолетах «Сухой Суперджет 100» установила в 2020 году авиакомпания «Азимут»: он составил 250 часов в месяц на одно воздушное судно, то есть, порядка 8,3 часов в сутки, что было сопоставимо с показателями лучших иностранных конкурентов. Например, близкие по пассажировместимости Embraer-190 имеют у американских авиакомпаний суточный налет от 3,6 до 13,7 ч., а Bombardier CRJ-900 от 7,1 до 11,9 ч.
Илья Шатилин