Как продвинутый авиапассажир потерял мили и проиграл суд туркам

Продвинутые авиапассажиры знают лайфхак: если авиакомпания задержала ваш рейс, из-за чего вы опоздали на стыковочный, у вас есть возможность не ждать вылета следующего рейса этой авиакомпании, на который вас автоматически перебронируют. Например, он только завтра, а сегодня есть рейс другого перевозчика.

Да, вы можете самостоятельно приобрести билет на рейс другой авиакомпании, чтобы быстрее добраться до пункта назначения, а затем потребовать компенсацию от авиакомпании, по вине которой произошла задержка. Такое право закреплено в том числе международными нормами, включая Монреальскую конвенцию, которая регулирует ответственность перевозчиков за сбои в расписании.

Однако компенсацию можно и не получить, о чём свидетельствует судебный прецедент, рассмотренный в Москве в марте 2025 года (копия решения имеется в редакции FrequentFlyers.ru).

В данном случае пассажир приобрел билет на транзитный перелет Москва-Стамбул-Салоники у авиакомпании Turkish Airlines, используя бонусные мили программы лояльности «Альфа Трэвел». Стоимость билета составила 49 826 миль, что по условиям программы приравнивалось к рублям в соотношении один к одному. Из-за задержки рейса Москва-Стамбул пассажир опоздал на утренний рейс Стамбул-Салоники в 7:15 и, чтобы не ждать вечернего вылета, был вынужден купить новый билет на рейс другой авиакомпании — Aegean Airlines в 10:40 (через Афины) — за 37 056 миль.

Впоследствии пассажир обратился в суд, требуя возмещения ущерба в размере 23 816 рублей, ссылаясь на то, что авиакомпания частично компенсировала убытки, вернув 12 040 миль и 840 рублей, но не покрыла полную сумму затрат.

Суд, рассмотрев дело, в удовлетворении иска отказал. Основной аргумент заключался в том, что бонусные мили, использованные для покупки билетов, не являются денежными средствами, валютой или ценной бумагой. Согласно правилам программы лояльности, они представляют собой условные единицы, начисляемые банком для стимулирования клиентов, и не имеют денежного эквивалента. Пассажир не понёс реальных финансовых затрат, так как билеты были оплачены милями, а не деньгами. Суд также отметил, что банк не обязан предоставлять возможность использовать начисленные мили, и их возврат возможен только в виде тех же бонусных единиц, а не в денежной форме. Таким образом, отсутствие фактических убытков стало основанием для отказа в компенсации.

Этот случай подчеркивает важный нюанс: если вы приобретаете авиабилет за бонусные мили или другие бонусы программы лояльности, рассчитывать на денежную компенсацию в случае задержки рейса и связанных с этим расходов, скорее всего, не придётся. Несмотря на монетарный характер бонусной программы (1 миля = 1 рубль), формально «фантики» не приравниваются к реальным деньгам, и убытки, связанные с их использованием, не подлежат возмещению.

Поэтому при задержках и потере стыковок покупать билет другой авиакомпании, чтобы улететь раньше, лучше если билет куплен за деньги. И второй билет тоже нужно покупать за деньги. Иначе вы перехитрите самого себя.

В Салониках все внутренние и международные рейсы нацпера — в одной очереди на три стойки. Стоять минут 40.

Илья Шатилин

 

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии