В США администрация Трампа сняла запрет на сверхзвуковые перелёты над территорией страны, введённый более полувека назад: в 1973 году. Его вводили из-за «звукового барьера»: громкого хлопка, который сопровождает летящий на сверхзвуковой скорости самолёт.
Причём «Конкорду» этот запрет не мешал: летали они только в Нью-Йорк, и над территорией США самолёт летел на дозвуковой скорости, разгоняясь уже над океаном.
Что характерно, почти все обыватели вообще не понимают, что такое хлопок при преодолении звукового барьера, думая, что это явление происходит однократно, когда самолёт разгоняется выше скорости звука. Звуковой барьер действительно существует и его ощущают пилоты, однако то, что вы слышите на земле, не имеет к звуковому барьеру никакого отношения. На самом деле сам самолёт не хлопает, предолевая звуковой барьер именно над вами: характерный звук, воспринимаемый на земле как хлопок, сопровождает его на протяжении всего полёта. То есть, если бы он кружил на сверхзвуковой скорости в одном месте, то на земле были бы слышны хлопки с определёнными интервалами.
Физика, если без глубокого матана, такова: самолёт на сверхзвуковой скорости сильно сжимает воздух перед собой, образуя ударную волну. Она, как и положено волне, расходится кругами: вспомните камушек, брошенный в воду! Но камушек касается воды одномоментно и тонет, а самолёт продолжает лететь в воздухе, поэтому получается, что эта волна постоянно следует за ним. По факту это просто перепад давления, который и слышится как хлопок – если самолёты будут летать постоянно, людям на земле будет некомфортно.
Однако перспективные сверхзвуковые самолёты спроектированы так, что ударную волну создавать не будут. Точнее, будут, но гораздо более слабую: дойдя до земли, она уже не будет ощущаться, уверяют разработчики.
В начале этого года американский самолёт-демонстратор Boom Overture совершил первый полёт с преодолением звукового барьера: над пустыней Мохаве звуковой барьер преодолевался три раза на эшелоне 340, при этом скорость достигала 1,05 Маха. Не очень много, но летать быстрее можно только на гораздо более высоких эшелонах, а прототип пока к этому не готов. Серийный пассажирский самолёт Boom Overture будет летать на скоростях до 1,7 Маха, то есть, примерно вдвое быстрее современных дозвуковых самолётов, и вмещать 64-80 пассажиров. Портфель заказов и предзаказов составляет 130 машин, эксплуатировать самолёт планируют, в частности, American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Производственные мощности в Северной Каролине (США) позволят производить до 66 самолётов в год. Начало коммерческой эксплуатации запланировано на 2029 год. Современные технологии позволят сделать сверхзвуковой полёт в 4 раза дешевле, чем на «Конкорде».