Цены на авиабилеты хотят ограничить

Комитет по транспорту Госдумы хочет установить предельный потолок цен на авиабилеты, выше которого авиакомпании не смогут их продавать. Некая комиссия ФАС должна будет анализировать себестоимость билетов по конкретным направлениям и каким-то образом высчитывать экономическую обоснованность того или иного тарифа. Ранее чиновники уже обращались к авиакомпаниям с требованием обосновать применяемые тарифы на авиабилеты.

У этой инициативы есть одна фундаментальная проблема: какое-либо регулирование цены на товар или услугу имеет под собой логическое обоснование лишь в том случае, если эта цена одинакова для всех. Например, если речь идёт о цене на молоко в магазине, бензин на заправке, стоимость билета на трамвай или на балет – здесь в любом случае каждый потребитель получает один и тот же товар или услугу по одной и той же цене (сразу отметим, что в театре цены различаются в зависимости от категории мест, третий ярус и царская ложа – это очень разные услуги).

А вот в авиации применяется динамическое ценообразование, и за один и тот же набор услуг пассажиры платят по 20-30 различным тарифам, которые постоянно меняются в зависимости от спроса. За счёт этого авиакомпания может охватить различные рыночные ниши: от бабушек-пенсионерок из Саратова, летящих проведать внуков в Москву и готовых лететь как угодно, лишь бы дёшево, до бизнесменов и чиновников, которым нужно внезапно срочно улететь именно вот этим рейсом сегодня вечером за любые деньги.

Очевидно, что авторы инициативы как раз и переживают по поводу того, что для желающих улететь за любые деньги авиакомпании, вернее, алгоритмы систем управления доходами не стесняются «заряжать» тариф на последние пару мест в несколько раз дороже себестоимости. Но этот популизм, продвигаемый под видом заботы о простых гражданах, на самом деле выгоден только тем, кто обычно и покупает билеты по максимальному тарифу в последний момент – то есть, в первую очередь чиновникам и представителям крупного бизнеса. Для простых граждан эта инициатива в целом вредна. Ведь если максимальную цену билета ограничить, то недостающую выручку с каждого рейса придётся «размазывать» по всем остальным тарифам и билеты станут дороже для всех. Однако если билеты будут дороже, то позволить их себе смогут меньше пассажиров – в итоге многие рейсы просто станут убыточными и их придётся поддерживать за счёт бюджета или закрывать.

Ещё один вариант, чтобы было справедливо – вернуть фиксированные «госцены» для каждого направления, как в СССР по 2 копейки за километр, и летать не когда тебе надо, а когда удалось урвать билет, постояв пару дней в очереди в кассу.

Илья Шатилин

1 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии