Что происходит при разгерметизации самолёта

Одно из самых маловероятных событий, которые могут случиться в полете — разгерметизация. Однако «редко» не значит «невозможно».

Самолеты летают на высоте 10-15 км, где атмосферное давление составляет примерно 250 мм ртутного столба вместо привычных 750 мм на уровне моря. Воздух сильно разрежен и содержит недостаточно кислорода для дыхания человека.

В самолёте поддерживается давление в салоне, соответствующее высоте не более 2 450 м или 8 000 футов: это меньше, чем на земле, но считается оптимальной высотой, на которой люди даже с не самым крепким здоровьем могут чувствовать себя комфортно; можно поддерживать и давление, соответствующее уровню моря, но тогда фюзеляж пришлось бы делать гораздо более прочным и тяжёлым.

При этом невозможно исключить попадание воздуха извне. Это обусловлено конструкционными особенностями – полностью герметичный авиалайнер тоже весил бы как чугунный мост.

Поэтому система вентиляции работает примерно так же, как детский надувной батут, в который постоянно нагнетается воздух, выходящий через отверстие где-нибудь в углу. В самолёте забор воздуха происходит от компрессоров двигателей, затем из него удаляется озон. Далее он охлаждается, увлажняется и смешивается с циркулируемым воздухом в кабине. А «лишний» воздух выводится за борт с помощью специальных клапанов в хвостовой части самолета.

Панель управления давлением в салоне на Boeing 737

Виды разгерметизации

При разгерметизации воздух начинает выходить быстрее, чем положено.

Быстрая (взрывная) разгерметизация — практически мгновенное падение давления в самолете до уровня давления за бортом. При таком резком изменении человек может получить травмы слухового аппарата, баротравму легких, поражение тканей в результате изменения давления и расширения, либо сжатия газа в органах.

Взрывная разгерметизация может произойти из-за повреждения обшивки фюзеляжа, иллюминаторов, дверей и люков, и из-за воздействия внешних факторов и предметов на воздушное судно. Признаками такой декомпрессии являются резкий хлопок и боль в ушах, движение незакрепленных предметов, а также появление тумана и дымки.

Самый известный пример описан много раз: в 1988 году самолет авиакомпании Aloha Airlines выполнял рейс по маршруту Хило-Гонолулу. На предполетном осмотре не было выявлено видимых повреждений, и воздушное судно было допущено к полету. Однако спустя 23 минуты после взлета у авиалайнера внезапно сорвало часть фюзеляжа в носовой части. Пассажиры находились под открытым небом при температуре -45℃ и набегающим потоком воздуха при скорости около 500 км/ч. Многие получили обморожения и незначительные травмы. Пилоты начали немедленное снижение. Примерно через 15 минут лайнер благополучно приземлился в Кахулуи. В авиакатастрофе погиб 1 человек: стюардесса, которую унесло за борт. Причиной декомпрессии стала усталость металла, из-за чего заклёпки не выдержали нагрузки.

Медленная разгерметизация более опасна, чем взрывная, из-за плавного падения давления, которое заметно не сразу. Причинами такой декомпрессии могут быть неплотное закрытие люков и дверей, сбой или отказ системы регулирования давления, повреждение уплотнителей иллюминаторов и незначительные повреждения фюзеляжа. Незнающему человеку трудно распознать признаки медленной разгерметизации: дискомфорт в ушах, головокружение, появление резкого желания спать, внезапная слабость и кашель астматиков.

В 2005 году под Афинами произошла крупнейшая авиакатастрофа в истории Греции. Экипаж самолета авиакомпании Helios Airways, чей рейс пролегал по маршруту Ларнака-Афины-Прага, перестал отвечать на вызовы афинских диспетчеров. Спустя некоторое время, после того, как самолет не совершил посадку в Афинах по расписанию, в воздух были подняты два истребителя. После установления визуального контроля стало ясно, что пассажиры и экипаж на борту воздушного судна неподвижны и не реагируют на попытку привлечь внимание. Через 3 часа после взлета самолет выработал топливо, врезался в склон горы и полностью разрушился. Все 121 человек погибли.

Результаты расследования показали, что причиной авиакатастрофы стало халатное отношение технического персонала, который после проверки салона самолета на герметичность забыл переключить тумблер регулировки давления в автоматический режим.

Действия экипажа

Все воздушные суда оборудованы системой предупреждения о разгерметизации, которая уведомляет экипаж о проблемах с давлением задолго до полной декомпрессии.

У пилотов — свои маски и независимая система кондиционирования и вентиляции.

Кислородные маски выпадают при достижении высоты в кабине равной 4 200 м. В таком случае необходимо быстро обеспечить маской сначала себя, затем человека, которому нужна помощь. Но недостаточно просто приложить маску к лицу, надо потянуть ее, чтобы начал поступать кислород: многие пассажиры об этом забывают.

На высоте 9 000 м при разгерметизации человек теряет сознание за 45-75 секунд, а на 12 000 м за 18-30. Головной мозг способен провести без дыхания лишь 5-7 минут, после чего его клетки начинают отмирать. Это может привести к коме, судорогам и смерти.

Пилоты обеспечивают себя масками и начинают немедленное снижение на безопасную высоту, равную 3 000 метров, где человек способен дышать. Если бортпроводник в момент взрывной декомпрессии находится в салоне, он срочно должен закрепиться – сев на свободное кресло или на пол, и обеспечить себя кислородной маской. При медленной разгерметизации необходимо пройти к своему месту, следуя правилу «от маски к маске» или воспользоваться переносным кислородным баллоном.

При достижении высоты равной 3 000 м внутри воздушного судна кислородные маски в автоматическом режиме не выпадают, однако пилоты могут их выпустить вручную. Система уведомления о разгерметизации все равно срабатывает. Включается белый яркий свет в салоне и вестибюлях, а также информационные табло «Пристегнуть ремни». При медленной разгерметизации пилоты снижаются до 3 000 м и направляются в сторону ближайшего запасного аэродрома. Бортпроводники осматривают салон на наличие пострадавших и при необходимости оказывают первую помощь. Пассажиров в таком случае будет ждать лишь легкий испуг и посадка в незапланированном аэропорту.

И все же, несмотря на всю опасность, это явление крайне маловероятно. В большинстве случаев разгерметизация происходит из-за неисправности системы регулирования давления. А процедура действий при разгерметизации отрабатывается экипажем до автоматизма. Для спокойного и безопасного полета стоит лишь пристегнуться и следовать указаниям экипажа!

Анастастия Перевалова

3.9 10 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

6 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр
Александр
3 месяцев назад

Мне, как частому пользователю пассажирских самолётов, хотя бы один раз приходила такая навязчивая идея: «Что может произойти со мной при разгерметизации судна?»
Данная статья помогла мне не только ответить на этот вопрос, но ещё и углубиться в его понимание, причем сделала это с лёгкостью, ведь использованный слог прекрасно понятен.

Pavel1
Pavel1
3 месяцев назад

Позитивно. Жизнеутверждающе!

Александр
Александр
3 месяцев назад

Отличная статья о разгерметизации в самолётах! Очень информативно и понятно объяснено, как это происходит и какие меры безопасности принимаются для защиты пассажиров. Благодарю за такой полезный и образовательный материал!

настя
настя
3 месяцев назад

было интересно почитать,потому что наш рейс отменили сегодня из за того,что когда самолет вылетел,обнаружили разгерметизацию и вернулись обратно в аэропорт