Свободная рассадка в самолёте: достоинства и недостатки

Большинство авиапассажиров привыкли к тому, что место в самолёте присваивается при регистрации на рейс и нужно занимать именно его, а иногда бортпроводники пристально следят за тем, чтобы вы не пересаживались на другие кресла. Однако это вовсе не единственный вариант: некоторые авиакомпании практикуют свободную рассадку без указания мест. Как в метро или трамвае, только стоять не надо. Зашёл, занял любое свободное кресло и летишь.

Такие правила, например, уже более 50 лет, с момента основания, действуют у американского лоукостера Southwest, а это четвёртая по величине авиакомпания в мире. А вот европейские лоукостеры easyJet и Ryanair от свободной рассадки, наоборот, отказались, хотя использовали её раньше. Рассказываем о её достоинствах и недостатках:

Плюсы:

Во-первых, свободная рассадка позволяет ускорить посадку пассажиров на борт, в частности, Southwest заявляет о том, что экономия времени составляет от 1 до 4 минут по сравнению с посадкой по местам. Логично: те, кто попадает в самолёт раньше, закидывают ручную кладь на полки и садятся в основном у окна. Не возникает ситуации, когда кто-то тупит в проходе и не может найти своё кресло, или ждёт, пока встанут те, кто уже сидит у прохода, или думает, куда бы ему запихать ручную кладь, когда полки над его креслом уже заняты и т.п. А чтобы люди не толпились у гейта, пытаясь попасть в самолёт пораньше, применяется посадка по группам, благодаря которой очередь на посадку получается более-менее организованной.

Во-вторых, это возможности монетизации. Несмотря на то, что при свободной рассадке нельзя продавать услугу выбора места, вместо этого можно продавать услугу приоритетной посадки, которая воспринимается пассажирами как более «элитарная» и, например, у Southwest стоит от $30 до $50 и пользуется спросом. Тут ты не только с высокой долей вероятности получаешь комфортное место у аварийного выхода или в первых рядах салона, но и подсознательно ощущаешь себя хоть немного, но альфа-самцом – что поделать, есть в людях что-то обезьянье, иначе никто бы не пытался первым встать с кресла после приземления, или первым стартануть со светофора, чтобы подольше постоять (в проходе или на следующем светофоре). Тем более, что количество мест с увеличенным пространством в самолёте меньше, чем покупателей услуги приоритетной посадки на каждом рейсе, так что авиакомпания остаётся в плюсе и подтверждает теорию дарвинизма. Доля допуслуг в выручке Southwest составляет 28%, и это с учётом того, что перевозка багажа – бесплатная.

Минусы:

Во-первых, свободная рассадка – это нестандартный опыт, к которому пассажиры в большинстве своём не привыкли. И easyJet, отменяя эту практику в 2012 году, заявляла о том, что она отпугивает часть потенциальных клиентов; они думают, что им придётся или хорошенько поработать локтями, или лететь на боковушке у туалета. И что-то в этом есть: многие действительно бежали навстречу друг другу от дверей, чтобы занять «аварийку» и застолбить соседние кресла для попутчиков, рискуя отхватить в лоб от других «бегунов», желающих сесть туда же. А уж сложить свои вещи на кресло между пассажирами (B/E) в надежде на то, что загрузка будет неполной и туда никто не сядет – это вообще стандартная практика в Southwest, как и обходы очередей с выражением лица «мне только спросить».

Во-вторых, очередь на посадку приходится занимать заранее и её караулить вместо того, чтобы сходить в кафе или магазин в аэропорту – а это снижение неавиационных доходов аэропорта и, как следствие, рост сборов.

В-третьих, рассадка с присвоением мест позволяет брать плату за любые места, а не только более комфортные. Чтобы спрос на них был выше, можно принудительно рассаживать попутчиков, если они не заплатили за услугу выбора места. При этом повышается ценность различных программ лояльности и подписок, которые могут давать скидки на выбор места или бесплатный выбор места. А услугу приоритетной посадки можно продавать отдельно. И если каждая из этих услуг будет относительно дешёвой, то желающих её купить будет ещё больше.

Илья Шатилин

 

4.7 3 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии