Как путешествовать по Европе с российским паспортом в 2023 году

Поскольку один их самых частых вопросов, который я слышал после январского возвращения из Европы, был: «Ну что, как там с границами? С русским-то паспортом?», я напишу на него длинный ответ, который может быть кому-то просто интересен, а кому-то даже полезен. Причём пост будет не про поездку в целом, а именно про пересечение границ.

Вводные были такие:
1. Новый чистый загран, по которому я успел сгонять только в Ташкент и обратно.
2. Новая не разлоченная шенгенская мультивиза С, выданная Францией.
3. Желание повидаться с друзьями-сибиряками в Сербии, странах Балтии и Польше, которых там сейчас ух сколько.

Маршрут был выбран такой: Бишкек-Стамбул-Белград-Париж-Хельсинки-Таллин-Рига-Вильнюс-Варшава. Дальше билетов не было.

Почему в логистике есть Париж? Это очень важно! У меня довольно хорошая визовая история, тьфу-тьфу, без отказов где бы то ни было, и, как я считаю, в том числе и потому, что я довольно консервативен в использовании виз. Два правила, которые я свято чту:

— Первая страна въезда — обязательно страна, выдавшая визу.
— Если виза — «мультик», то визита по ней должно быть хотя бы два. То есть если вам греки дали трёхлетний Шенген, не надо по нему один раз заезжать в Грецию, а потом все три года гонять в Италию. Съездите к грекам хотя бы ещё раз ))) Да, я знаю, что многие считают это необязательным, но, повторюсь, мои личные правила — такие.

Бишкек-Стамбул, Pegas. Погранконтроль без проблем. В Стамбуле был первый раз, провёл сутки, точно ещё вернусь.

Стамбул-Белград, Air Serbia. Погранконтроль без проблем. Белград прекрасен, как и всегда. Уходя завтракать, обедать и ужинать в публичные места, надевайте одежду, которую не жалко )

Белград-Париж. Air Serbia. Собственно, въезд в Шенген. Погранконтроль без проблем. Молодая девушка-офицер немного недоверчиво и довольно долго вертела наши «чистые» паспорта, что-то спрашивала у более старшего коллеги в соседней кабинке, но к нам не было ни единого вопроса, даже про цель визита не спросили. Хотя мы держали наготове и бронь отеля, и билеты из Парижа в Финку. Но — ничего.

Париж-Хельсинки, Air France. На вылете, уже у гейта, у пассажиров (всех) смотрели паспорта. К нашим — ноль вопросов. На влёте никакого контроля вообще.

Хельсинки-Таллин. Паром Tallink. Так как я въехал уже в страны, как я их называю, «повышенного внимания к русским паспортам», ждал контроля на выезде и особенно на въезде. В итоге мало того, что его нет ни там, ни там, больше всего меня поразило, что на отправлении нет даже досмотра. То есть ты сканируешь (неименной) билет (без предъявления документа) и идёшь на паром. В теории можно пронести тонну динамита или живого человека в чемодане — всем пофиг.

Таллин-Рига-Вильнюс. Автобусы Lux Express. Лучшие рейсовые автобусы, которые могут быть в мире, на мой личный взгляд. К тому же январь, ходят полупустые. Границу между странами проходят «ходом», хотя водители рассказывают, что «сейчас иногда начали останавливать для проверки, но нечасто, 1-2 рейса из 10».

А дальше был отрезок Вильнюс-Варшава, которого я реально очень сильно боялся. По отзывам на форумах, осенью поляки начали проверять вообще весь наземный маршрутный транспорт на въезде — и автобусы, и поезда. При этом обычные машины — нет. В итоге был выбор:
— рискнуть и поехать на автобусе или поезде и попасть на контроль;
— доехать на автобусе до какой-нибудь приграничной точки в Литве, взять такси, доехать до условного Белостока, и там снова автобусом в Варшаву;
— найти попутку прямо из Вильнюса.

Вариант с пересадками — долго и очень сложно, второй — 200 евро, которые было просто жалко. Решил рискнуть и таки поехать на автобусе, потому что проверка сама по себе — неприятно, но точно не означает, как пишут на форумах, что тебя не пустят в Польшу, ты же всё равно уже в Шенгене. Типа, нервы помотают, но отпустят. На всякий случай я даже купил билет (возвратный) на следующий день на автобус из Варшавы в Братиславу, чтобы сказать: смотрите, мол, я к вам только транзитом на одну ночь.

По факту, как сказал водитель, нам тупо повезло: на границе действительно остановили (останавливают, как я уже говорил, весь маршрутный транспорт без исключения), но досмотра не было. У водителя проверили его документы, общие данные по количеству пассажиров, что-то ещё, и мы поехали дальше. Такое, говорят, очень редко, но бывает. А, да — ехал тем же Lux Express.

Из Варшавы можно было улететь Стамбул-Бишкек, но довольно дорого. В итоге решил ещё часть пути проехать по земле и купить билет на ночной поезд в Будапешт. И это с точки зрения контроля была самая смешная история. Билеты, как и на паром — неименные, то есть там нет данных о пассажире. У меня был только электронный вариант, без распечатанного бумажного. На входе в вагон проводник говорит: располагайтесь, как отправимся, проверю билет. Отправились. Заходит. Протягиваю телефон. Ой, говорит, а бумажного нет? Нету, говорю, а сам думаю: ох, зря не распечатал, щас начнётся. В итоге он приходит через 3 минуты и говорит: у меня там что-то случилось с техникой, короче, раз у вас бумажного билета нет, езжайте так. В итоге в Хельсинки я хотя бы на входе на паром я билет сканировал, а тут ВООБЩЕ НИЧЕГО. Ох уж эти строгие европейские нормы безопасности.

Будапешт-Стамбул-Бишкек. Pegas. Вообще без проблем. На вылете из Будапешта тоже уже на гейте мой паспорт вызвал заминку, но причина этого была довольно смешная: у меня был пакет из дьютика с алкоголем и молодая очень девочка пыталась ГУГЛИТЬ, где находится неведомый Kyrgizstan, в который я лечу и какую норму алкоголя я могу туда взять из Шенгена ))) Но в итоге Kyrgizstan в Гугле нашёлся и мне пожелали счастливого пути )))

Итого: НИКАКИХ ПРОБЛЕМ при пересечении ДЕВЯТИ стран с русским паспортом. Чтобы и у вас их не было, пара мудрых ☺️ советов. Повторюсь: мой личный опыт, мои личные правила, никому не навязываю.

1. Старайтесь всеми силами при вылете самолётом миновать стойку регистрации. Подавляющее большинство проблем — там. Чтобы вас тормознули уже на гейте — это должно быть прям ЧП. Летайте без багажа, оплачивайте онлайн-регистрацию. Кроме того, что это повышает шансы на безпроблемный вылет, это ещё и тупо удобно: приехали в аэропорт — пошли на досмотр.

2. По возможности, избегайте перевозчиков, которые сейчас отличаются особенным вниманием к нашим паспортам. В первую очередь, конечно, LOT. Во вторую, RyanAir. Да, проблемы могут быть даже у «Люфтганзы», как мы знаем, но, условно, процент проблемных ситуаций у LOT просто в разы выше. Мейджоры типа Air France или KLM — отличный выбор.

3. Если есть возможность, въезжайте через «лёгкую» страну, даже если вам нужно из Питера в Таллин, имеет смысл влететь в Шенген через Будапешт. Да, дороже, да, сильно дольше, но задайте себе вопрос: вам нужно дёшево и удобно или вам нужно в Таллин?

Да, Европа — это круто, но как сейчас летать-то туда, это же капец сложно?

Оке, давайте обозрим. С моей личной точки зрения, все маршруты Сибирь-Европа сейчас делятся на три варианта.
1. Просто, но дорого.
2. Относительно недорого, но сложно.
3. Некоторый компромисс, о котором мало кто знает.

Варианты «просто, но дорого»: Сибирь-Москва-Белград, Сибирь-Питер-Белград, Сибирь-Алматы-Милан/Франкфурт. Есть ещё ряд европейских направлений из Астаны и Ташкента. Плюсы всего этого — ОДНА пересадка. Минусы — Москва-Белград, например, на конец апреля — под полтос, Алматы-Милан — столько же (Франкфурт дороже). В теории можно смотреть рейсы из Еревана, если из вашего города есть прямые в Ереван. Из Красноярска, например, до сих пор нет.

Варианты «недорого», но сложно, это чаще всего «Сибирь — что-то — Стамбул — Европа». Варианты «что-то» — те же Москва, Питер, Сочи, Азия. И тут уже можно искать варианты. Например, до сих пор на весну есть даты, когда билет Красноярск-Бишкек можно купить за 5500 рублей, дальше 12 — и Стамбул. Из неожиданных, но очень привлекательных пересадок, которые я бы смотрел — Минводы, куда и откуда летает недорогой «Азимут». В общем, тут вариантов много, но это означает, что у вас две пересадки минимум, а в случае с Москвой или Стамбулом ещё может быть и смена аэропорта: а это, опять же, и расходы, и время, и геморрой. Лично я ненавижу менять аэропорт в большом городе, хотя даже летаю без чемоданов, а с чемоданами и подавно бы вряд ли стал бы это делать.


Ещё прошлой осенью для меня оказалось удивительным, что мало кто знает, что из России можно улететь беспересадочным рейсом в Европу НЕ из Москвы или Питера и не по цене самого самолёта. Air Serbia летает в Белград из двух столиц, Сочи (там, правда, тоже ценник не очень щадящий) и … КАЗАНИ. Казанский рейс вечером — это удобно для того, чтобы в течение дня «подлететь» из городов Сибири, и стоит сейчас почти до конца весны всего 300 евро. Логистика до Казани тоже не очень дорогая, аэропорт удобный. Ну, а Белград — середина Европы, там вы можете сесть на автобус и радостно поехать куда угодно.

P.S.
Да, конечно, «под лето» запускают прямые Сибирь-Стамбул. Новосиб уже, Красноярск в проекте. Но я уверен, что когда их «раскатают», ценник там тоже станет вообще не гуманным, так что я бы очень рекомендовал иметь в виду «казанский» маршрут. Он точно проверен, он работает и это удобно. Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там будет ещё! https://t.me/turbinachannel

 

Василий Дамов

5 6 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии