Ту-124 исполнилось 62 года

На этой неделе исполнилось 62 года со дня первого полёта Ту-124: он поднялся в воздух 29 марта 1960 года и стал одним из первых в мире самолётов с турбовентиляторными двигателями. Его предшественник Ту-104 был турбореактивным, то есть, с одним контуром, а не с двумя. Двухконтурные двигатели значительно экономичнее, а чем выше степень двухконтурности (она прямо зависит от диаметра вентилятора) – тем меньше нужно керосина.

По своей концепции Ту-124 отличался от большинства самолётов начала реактивной эпохи: в основном такие машины разрабатывались для протяжённых маршрутов, по которым раньше винтовые самолёты могли летать только с дозаправками. Однако среднемагистральный Ту-104 уже был и «Аэрофлот» хотел получить региональный самолёт для замены поршневого Ил-14 на внутренних рейсах  – поэтому дальность полёта у Ту-124 с полной загрузкой у него составляла всего 1200 км, а с половинной – 2100 км.

Ту-124 в Стокгольме, 1966 год

Внешне Ту-124 похож на укороченную почти на 10 метров копию 104-го, поэтому он вмещал всего 44-56 пассажиров в зависимости от компоновки по сравнению с 50-115 у «старшего брата». На 9 метров уменьшили и размах крыла. Двигатели по-прежнему располагались прямо внутри консоли. Изменилась конструкция закрылков, появились автоматические спойлеры и т.п.

Коммерческая эксплуатация самолёта началась почти 60 лет назад, в октябре 1962 года на рейсах Москва-Таллин. Менее чем через год был потерян первый Ту-124, возвращающийся из Таллина: это тот самый борт, аварийно севший на Неву.

Аварийная посадка на Неву в 1963 году. Как тебе такое, Салли?

«Аэрофлот» летал на Ту-124 до 1979 года, также эти самолёты имелись у ЧСА, Interflug (ГДР) и Iraqi Airways – последняя эксплуатировала их аж до 1991 года и, возможно, летала бы и дальше, но два борта были уничтожены в ходе налёта американских ВВС на аэропорт Багдада в ходе войны в Персидском заливе. Также Ту-124 поставлялись ВВС Индии, Китая, ГДР.

Иракский Ту-124 в 1980 году

Всего на Харьковском авиазаводе построено 165 самолётов Ту-124, из них 71 – в версии для обучения штурманов дальней авиации, а не пассажирских. То есть, массовым этот тип не стал; серийное производство полностью свернули уже в 1968 году, а пассажирских версий – даже в 1965, отдав предпочтение Ту-134, чья схема расположения двигателей в хвосте считалась в те годы более прогрессивной.

Памятник Ту-124 в Кимрах

Сейчас Ту-124 в состоянии лётной годности не осталось. Однако 10 машин сохранилось в виде памятников и 3 «на хранении» в состоянии металлолома, из них 2 используются для тренировок спасателей. В 1980-х несколько Ту-124 были переоборудованы в кафе и детские кинотеатры в парках советских городов, но в 1990-х практически все попилили на металл. Завод в Харькове тоже в упадке: он давно не выпускает самолётов и работает по 4 часа в неделю.

Памятник-аттракцион Ту-124 в Луганске

Илья Шатилин

5 5 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии