Шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия по праву считаются «золотым веком» гражданской авиации. Именно тогда она, с одной стороны, была достаточно современной: и по техническим возможностям самолетов, и с точки зрения организации процессов, и с точки зрения доступности: условно любой человек, имеющий работу, мог позволить себе слетать почти куда угодно. При этом она еще практически в полной мере сохранила элитарность и высокий уровень сервиса, с помощью которых привлекали пассажиров в эпоху зарождения пассажирской авиации. Никаких тебе лоукостеров с неоткидывающимися креслами: только ресторанное питание и высший уровень комфорта! Речь, понятное дело, о США: ни в Европе, ни тем более в СССР такого уровня обслуживания не было. И окунуться в это чудесное время можно прямо в аэропорту Лос-Анджелеса: там находится музей Flight Path, в котором вы нет, не увидите множества самолетов всех времен и народов, зато сможете как следует изучить многочисленные авиационные артефакты разных лет.
Музей расположен по адресу 6661 Imperial Hwy, Los Angeles, это всего в километре от международного терминала. Но есть один нюанс: пройти по перрону и пересечь две взлетно-посадочные полосы у вас не получится. В обход же добрых 6 километров, то есть, идти больше часа. Но у меня была 20-часовая пересадка, так что времени, казалось, вагон, и я решил прогуляться туда и обратно пешком. Решение было опрометчивым, потому что окрестности аэропорта LAX представляют собой самую настоящую глушь, даже тротуары есть не везде, и идти не очень приятно. Так что лучше езжайте на такси или ради экономии на шаттле до одной из удаленных парковок прокатных машин. Или вообще не езжайте: мы вам подготовили подробный фоторепортаж обо всем самом интересном. Поехали! Все фото разместились в случайном порядке, но так даже интереснее.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_134656.jpg)
При входе бросаются в глаза стеклянные витрины, посвященные истории отдельных авиакомпаний. Для примера United: пара моделей самолетов в разных ливреях, расписания и прочий мерч. Это самая скучная часть музея.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_145852.jpg)
Световой маяк, судя по зеленому цвету — это один из огней разрешения посадки, устанавливаемых в торце полосы и сигнализирующий о том, что посадка разрешена. Аналогичные красные огни запрещают посадку. Прямо как светофор.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_145754.jpg)
Сейчас дисплеи над выходами на посадку есть даже в каждом захолустном аэропорту. А вот 40 лет назад табло были редкостью, поэтому к гейтам подкатывали такие тележки со светодиодными строчными индикаторами.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_145746.jpg)
А это облакомер: прибор для определения верхнего и нижнего краев облачности. Работает за счет того, что испускаемый свет частично отражается от облаков, частично рассеивается. Если облака ниже 30 метров, то без ILS Cat. IIIc садиться нельзя. И сейчас-то ее практически нигде нет, а тогда тем более: уходили на запасные аэродромы
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_144902.jpg)
Аэропорт Лос-Анджелеса, 1965 год. Архивное фото. Названия иностранных авиакомпаний, кстати, все так же висят, только, конечно, не всех.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_144739.jpg)
Вход в музей бесплатный, но можно сделать пожертвование. А можно купить сувениров. Больше всего тут накопилось настоящих вещей из Pan Am — от зубных щёток до карточек безопасности. Всё стоит 1-2 доллара.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_143727.jpg)
А это… А это салон настоящего Douglas DC-3! Самолет стоит на перроне около музея. Внутрь не пускают, исключение делают только для тех, кто говорит, что его фамилия Лисунов 😉
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_143716.jpg)
Борт был построен в 1941 году и сначала был пассажирским, но сначала 1950-х был переделан в бизнес-джет (вернее, не джет, а проп, конечно) и летал в таком качестве до 1982 года.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_143200.jpg)
К самолету приставлена персональная весьма бодрая бабулька, которой под 90 лет и которая летала на таких типах стюардессой. На перрон можно выйти только с ней.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_143507.jpg)
И их же брендированный топливозаправщик. Именно эта компания придумала бензин А76 в 1932 году, но им, конечно, самолеты не заправляют
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_142737.jpg)
Очень много шкафов с модельками самолетов, тысячи их! Как и положено, Ту-144 и Конкорд стоят рядышком.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_142156.jpg)
А это бумажные платья стюардесс. Их придумали в конце шестидесятых годов, идея была в том, чтобы отражать ту или иную национальную кухню, которую в данный момент подают. Надевали такое платье на время обслуживания питанием, его хватало всего на один-два раза.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_142117.jpg)
Такие будильники на 48 позиций кое-где использовались для соблюдения расписания. Однако принцип работы не очень понятен.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_142021.jpg)
Уже в те годы придумали мерч для фанатов конкретных авиакомпаний, бренд-амбассадоров. Хочешь — значок, хочешь — нашивку, хочешь — даже рамку под автономер.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_141914.jpg)
А это — первые электрические наушники, легкие и комфортные. В начале 1980-х они казались прорывом. Очень напоминает наушники первых плееров Sony.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_141857.jpg)
Систем развлечений на борту в то время почти не было, поэтому пассажирам выдавали брендированные игральные карты. Хочешь — в дурака играй, хочешь — в пьяницу.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_141656.jpg)
А еще на борту мешали коктейли (по талонам), впрочем, это и сейчас сохранилось на многих дальнемагистральных рейсах
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_141507.jpg)
В музее порой возникает ощущение, что попал на съемки легендарного фильма «Аэропорт». Про него тут тоже немного рассказано.
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_141328.jpg)
Часть экспозиции посвящена самому лос-анджелесскому аэропорту. Например, вот один из первоначальных эскизов главного здания аэровокзала
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_141237.jpg)
Но построили знаменитые «дуги» без остекления. И много сателлитов на перроне, в начале шестидесятых эта схема считалась передовой
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_140820.jpg)
Самая яркая авиакомпания того времени — конечно, PSA. Вот такая карта маршрутов висела в свое время в их базовом аэропорту, Лос-Анджелесе
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_140148.jpg)
А это уже не модель, а настоящее кресло. Обратите внимание на гнездо для пневматических наушников со шлангом
![](https://www.frequentflyers.ru/wp-content/uploads/2020/01/IMG_20191207_135605.jpg)
А это карточка о том, что место занято: ее нужно было положить на свое кресло, покидая самолет во время промежуточной посадки
Илья Шатилин
А в музее близ аэропорта Мальпенса можно в DC-3 зайти. И идти туда от аэропорта удобно.
Очень даже понятен.
Позже эту идею реализуют в СССР в более громоздком виде. У нас такие біли потому рассказываю: механизм часов вращает металлический диск с отверстиями, «отвечающими за часы и минуты» (интервал, кстати, как в советском механизме в 15 минут), при замыкании нужных контактов либо раздается звучание либо (СССР) включается электроконтакт.
Вот и весь «секрет»,
Американская версия мне кажется изящнее..
Уточнение: зелёный Beacon Light — он не в начале полосы ставился. Это был вращающийся маяк, который ставили (и сейчас кое-где ставят) на крышу диспетчерской вышки. Предназначен для визуального захода на посадку. В те времена сначала самолёт проходил над аэродромом, устанавливал визуальный контакт с полосой, потом делал три разворота и выходил на посадочную прямую. Вращающийся маяк облегчал визуальный поиск аэродрома с расстояния до 50 км.