Конец прекрасной эпохи: фоторепортаж из Лос-Анджелесского музея авиации

Шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия по праву считаются «золотым веком» гражданской авиации. Именно тогда она, с одной стороны, была достаточно современной: и по техническим возможностям самолетов, и с точки зрения организации процессов, и с точки зрения доступности: условно любой человек, имеющий работу, мог позволить себе слетать почти куда угодно. При этом она еще практически в полной мере сохранила элитарность и высокий уровень сервиса, с помощью которых привлекали пассажиров в эпоху зарождения пассажирской авиации. Никаких тебе лоукостеров с неоткидывающимися креслами: только ресторанное питание и высший уровень комфорта! Речь, понятное дело, о США: ни в Европе, ни тем более в СССР такого уровня обслуживания не было. И окунуться в это чудесное время можно прямо в аэропорту Лос-Анджелеса: там находится музей Flight Path, в котором вы нет, не увидите множества самолетов всех времен и народов, зато сможете как следует изучить многочисленные авиационные артефакты разных лет.

Музей расположен по адресу 6661 Imperial Hwy, Los Angeles, это всего в километре от международного терминала. Но есть один нюанс: пройти по перрону и пересечь две взлетно-посадочные полосы у вас не получится. В обход же добрых 6 километров, то есть, идти больше часа. Но у меня была 20-часовая пересадка, так что времени, казалось, вагон, и я решил прогуляться туда и обратно пешком. Решение было опрометчивым, потому что окрестности аэропорта LAX представляют собой самую настоящую глушь, даже тротуары есть не везде, и идти не очень приятно. Так что лучше езжайте на такси или ради экономии на шаттле до одной из удаленных парковок прокатных машин. Или вообще не езжайте: мы вам подготовили подробный фоторепортаж обо всем самом интересном. Поехали! Все фото разместились в случайном порядке, но так даже интереснее.

При входе бросаются в глаза стеклянные витрины, посвященные истории отдельных авиакомпаний. Для примера United: пара моделей самолетов в разных ливреях, расписания и прочий мерч. Это самая скучная часть музея.

Световой маяк, судя по зеленому цвету — это один из огней разрешения посадки, устанавливаемых в торце полосы и сигнализирующий о том, что посадка разрешена. Аналогичные красные огни запрещают посадку. Прямо как светофор.

Сейчас дисплеи над выходами на посадку есть даже в каждом захолустном аэропорту. А вот 40 лет назад табло были редкостью, поэтому к гейтам подкатывали такие тележки со светодиодными строчными индикаторами.

А это облакомер: прибор для определения верхнего и нижнего краев облачности. Работает за счет того, что испускаемый свет частично отражается от облаков, частично рассеивается. Если облака ниже 30 метров, то без ILS Cat. IIIc садиться нельзя. И сейчас-то ее практически нигде нет, а тогда тем более: уходили на запасные аэродромы

Аэропорт Лос-Анджелеса, 1965 год. Архивное фото. Названия иностранных авиакомпаний, кстати, все так же висят, только, конечно, не всех.

Вход в музей бесплатный, но можно сделать пожертвование. А можно купить сувениров. Больше всего тут накопилось настоящих вещей из Pan Am — от зубных щёток до карточек безопасности. Всё стоит 1-2 доллара.

Есть также много добра типа старых расписаний, журналов и так далее. Тоже недорого.

А это… А это салон настоящего Douglas DC-3! Самолет стоит на перроне около музея. Внутрь не пускают, исключение делают только для тех, кто говорит, что его фамилия Лисунов 😉

Борт был построен в 1941 году и сначала был пассажирским, но сначала 1950-х был переделан в бизнес-джет (вернее, не джет, а проп, конечно) и летал в таком качестве до 1982 года.

Интерьер сохранился отлично!

К самолету приставлена персональная весьма бодрая бабулька, которой под 90 лет и которая летала на таких типах стюардессой. На перрон можно выйти только с ней.

Из той же эпохи — багажный трактор

На нем логотип Union 76 — нефтяной компании, которой принадлежал самолет.

И их же брендированный топливозаправщик. Именно эта компания придумала бензин А76 в 1932 году, но им, конечно, самолеты не заправляют

Здесь же стоит передвижной трап, но не от DC-3, а, скорее, от DC-8.

Аэродромная пожарная машина — тоже экспонат

Ладно, надо показать DC-3 целиком.

Очень много шкафов с модельками самолетов, тысячи их! Как и положено, Ту-144 и Конкорд стоят рядышком.

И есть Boeing-2707, который так и не полетел, впрочем.

В музее также проходят занятия для детей, где их учат на симмеров.

В коридорах много старинных рекламных плакатов. Тут предлагают отправиться в Париж

Плакаты не только американских авиакомпаний.

А это бумажные платья стюардесс. Их придумали в конце шестидесятых годов, идея была в том, чтобы отражать ту или иную национальную кухню, которую в данный момент подают. Надевали такое платье на время обслуживания питанием, его хватало всего на один-два раза.

Например, сейчас французская кухня

Действительно бумага! Зато фартук не нужен.

Такие будильники на 48 позиций кое-где использовались для соблюдения расписания. Однако принцип работы не очень понятен.

Уже в те годы придумали мерч для фанатов конкретных авиакомпаний, бренд-амбассадоров. Хочешь — значок, хочешь — нашивку, хочешь — даже рамку под автономер.

А это — первые электрические наушники, легкие и комфортные. В начале 1980-х они казались прорывом. Очень напоминает наушники первых плееров Sony.

Систем развлечений на борту в то время почти не было, поэтому пассажирам выдавали брендированные игральные карты. Хочешь — в дурака играй, хочешь — в пьяницу.

Податься в стюардессы в те годы можно было даже просто заполнив форму на борту.

Конечно же, в самолете можно было курить. Да еще и с шиком: оцените пепельницы и зажигалки

А еще на борту мешали коктейли (по талонам), впрочем, это и сейчас сохранилось на многих дальнемагистральных рейсах

В музее порой возникает ощущение, что попал на съемки легендарного фильма «Аэропорт». Про него тут тоже немного рассказано.

Часть экспозиции посвящена самому лос-анджелесскому аэропорту. Например, вот один из первоначальных эскизов главного здания аэровокзала

Но построили знаменитые «дуги» без остекления. И много сателлитов на перроне, в начале шестидесятых эта схема считалась передовой

Моделек очень много. Заводская ретро-ливрея Боинга, начало 80-х

Аляскинский 727 со неизменным дедушкой Цоя на хвосте

Хотя нет, не неизменным. Были же спецливреи про Диснейленд, например.

Самая яркая авиакомпания того времени — конечно, PSA. Вот такая карта маршрутов висела в свое время в их базовом аэропорту, Лос-Анджелесе

Кислотные цвета эпохи диско

Даже багажные бирки были яркими

А это столовые приборы JAL

Есть модели и покрупнее. Например, укороченный B747 (видимо, 747SP)

Или салон «Конкорда» в разрезе

А это уже не модель, а настоящее кресло. Обратите внимание на гнездо для пневматических наушников со шлангом

Кресла тогда нумеровались цифрами, как в театре.

…и были эти кресла очень мягкими

Снова скучные стенды с модельками и расписаниями…

…тут же посуда и прочие мелочи

…аварийные инструкции…

А это карточка о том, что место занято: ее нужно было положить на свое кресло, покидая самолет во время промежуточной посадки

Бумажных бланков билетов тут, конечно, тоже прорва

…и расписаний.

Опять посуда

Скорее, конечно, такое надо иметь в коллекции дома, а не в музее на это смотреть

Носочки я бы взял, под валенки носить.

…и форму. Нет, это не то, что вы подумали 😉

Просто красиво

Илья Шатилин

0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
guest

3 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Дима
Дима
4 лет назад

А в музее близ аэропорта Мальпенса можно в DC-3 зайти. И идти туда от аэропорта удобно.

Владимир
4 лет назад

Очень даже понятен.
Позже эту идею реализуют в СССР в более громоздком виде. У нас такие біли потому рассказываю: механизм часов вращает металлический диск с отверстиями, «отвечающими за часы и минуты» (интервал, кстати, как в советском механизме в 15 минут), при замыкании нужных контактов либо раздается звучание либо (СССР) включается электроконтакт.
Вот и весь «секрет»,
Американская версия мне кажется изящнее..

Шарль
Шарль
4 лет назад

Уточнение: зелёный Beacon Light — он не в начале полосы ставился. Это был вращающийся маяк, который ставили (и сейчас кое-где ставят) на крышу диспетчерской вышки. Предназначен для визуального захода на посадку. В те времена сначала самолёт проходил над аэродромом, устанавливал визуальный контакт с полосой, потом делал три разворота и выходил на посадочную прямую. Вращающийся маяк облегчал визуальный поиск аэродрома с расстояния до 50 км.