Депутат Госдумы Султан Хамзаев выступил с инициативой о том, что цены на авиабилеты должны быть фиксированными, а не повышаться ближе к дате вылета. Пока, правда, это просто заявление, а даже не законопроект или что-то подобное, поэтому относиться к таким словам можно как к имитации бурной деятельности людей, которые мало что понимают в экономике авиаперевозок, так что шансы на то, что кто-то принудит авиаперевозчиков отказаться от динамического ценообразования, крайне невелики: в Минтрансе и Росавиации работают всё же вменяемые люди.
Динамическое ценообразование в своё время позволило авиакомпаниям сделать воздушные перевозки массовыми за счёт сегментации рынка, когда на одном рейсе летят представители разных целевых аудиторий: условно, это и бабушка-пенсионерка, навещающая внуков в другом городе, и топ-менеджер из крупной корпорации, срочно мчащийся на переговоры по многомиллиардной сделке к партнёрам.
Платёжеспособность у них совершенно разная. Понятно, что в идеальном мире авиакомпания хотела бы возить только топ-менеджеров и депутатов, совершенно нечувствительных к цене, однако где их столько взять? Можно, конечно, возить их исключительно бизнес-джетами, но такая перевозка будет уже настолько дорогой, что даже большинство топ-менеджеров не смогут её себе позволить, а бабушка вообще никогда никуда не полетит.
Поэтому и придумали относительно крупные самолёты и систему ценообразования, при которой часть билетов продаётся по себестоимости перевозки и даже дешевле, чтобы обеспечить загрузку самолёта и не возить воздух, а часть – дороже себестоимости в несколько раз. Как правило, дорого продаются билеты именно для командированных – за пару дней до вылета или в день вылета, когда мест остаётся мало, а желающих заплатить – достаточно.
То есть, условный депутат платит за перевозку нескольких бабушек и все довольны – авиакомпания в плюсе.
Но что будет, если в угоду депутатам, которым не нравится платить за бабушек, ввести фиксированные цены на билеты, как в СССР?
Тут есть два путя. Первый: расчётную выручку с рейса делим на количество пассажиров и устанавливаем фиксированных экономически обоснованный тариф. Для половины пассажиров цена оказывается слишком большой, билеты не продаются, самолёты возят воздух с 50-процентной загрузкой и стабильными убытками. Сначала сокращается количество рейсов, потом они закрываются вместе с авиакомпанией.
Второй: вспоминаем о социальной значимости авиаперевозок и устанавливаем доступный всем тариф ниже себестоимости. Загрузка стопроцентная. Недостающие средства берём из региональных и федеральных бюджетов, субсидируя тех, кто летает, за счёт всех остальных. Билеты раскупаются за год до вылета, потом приобрести их становится возможным только по блату и неизвестно, на какой рейс и когда: летишь, когда есть места, а не когда нужно.
Конечно, мы немного утрируем, но суть ясна. Так что не нужно вмешиваться в работающие рыночные механизмы, инициатива по введению фиксированных тарифов однозначно вредна.
Илья Шатилин
Эх Султан, Султан…
Лучше б ты имел трех жен, был бы окружен тройной красотой, глядишь, и не позорился бы…
Ждем следующего с предложением для справедливости устанавливать тарифы по счетчику, как было в такси в старобрежневские времена, из расчета за километр пролета )