Навязанные страховки просят отменить

Центробанк объявил войну навязанным страховкам, которые авиакомпании по умолчанию включают в стоимость билета при покупке его в собственных каналах – на сайтах и в мобильных приложениях. Служба ЦБ по защите прав потребителей рекомендовала авиакомпаниям отключить автоматическое согласие на приобретение такой страховки, пишет «Коммерсант».

Фактически такая страховка является навязанной услугой; интерфейсы намеренно разработаны таким образом, чтобы пользователю было трудно найти, как отключить страховку – нужные кнопки малозаметны, в ряде случаев пассажир даже может думать, что страховка обязательно, поэтому оплачивает билет со включённой допуслугой, которая стоит 300-600 рублей, а то и дороже.

Некоторые авиакомпании по умолчанию добавляют сразу несколько страховок и еду, но страховки можно отменить до вылета, если опомниться.

При этом пользы от такой страховки не так много. Есть всего два наиболее разумных случая. Первый – это отказ в визе. Раньше он позволял сдать билеты на условиях вынужденного возврата, теперь эти риски лежат на пассажире. Однако пассажиров в визовые страны российские авиакомпании перевозят сейчас не так много, а зачем включать такой риск пассажиру, летящему в Турцию или вообще на ВВЛ?

Второй риск – это ДТП или поломка общественного транспорта по дороге в аэропорт. Поломка транспорта, из-за которой вы опоздаете на рейс – крайне маловероятное событие, а от пробок страховка не спасает.

Также полётные страховки покрывают риски полной утраты багажа и длительные задержки рейса (по 500-1000 р. за каждый час), но быстрее вы со страховкой всё равно не прилетите, с багажом летают не все, а почти весь задержанный багаж находят в течение трёх недель. Страхование медицинских рисков тоже довольно сомнительно, т.к. если вы получите какую-то травму в самолёте, вас и так будут лечить по ОМС/ДМС.

Более полезные, но и более дорогие страховки предлагают некоторые ОТА. Они позволяют, например, вернуть даже невозвратный билет при отмене поездки по любой причине. ОТА, кстати, тоже любят разные страховки и другие допуслуги типа автоматической онлайн-регистрации на рейс включать в билет сразу, однако с этим борятся агрегаторы: например, Aviasales строго требует, чтобы билет был продан именно за ту цену, которую пользователь увидел в результатах поисковой выдачи.

Между тем рекомендации ЦБ не имеют никакой юридической силы и никого ни к чему не обязывают. Крупные российские авиакомпании включают страховки в стоимость билетов с 2015 года, благодаря этому на них приходится более 13% продаж всех дополнительных услуг после выбора места и платного багажа. Однако теперь к вопросу хочет подключиться Общероссийское объединение пассажиров: эта общественная организация намерена обратиться в Росавиацию и «рекомендовала запретить» навязывание платных услуг.

Илья Шатилин

Подписаться
Уведомить о
guest

0 Comments
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии